Возвращение духа предков
Уникальные удэгейские артефакты, собранные Владимиром Арсеньевым, привезли на родину спустя сто лет
Весьма символичным можно считать тот факт, что исключительная и крайне важная для Владивостока и Приморья выставка «Мир удэхе глазами Арсеньева» открылась в Музее города, что на улице Петра Великого, 6, именно 4 сентября – в день памяти знаменитого ученого и писателя.
Миры, открытые русскимученым
– Чуть более ста лет назадВладимир Клавдиевич подарил большую часть своей уникальной коллекции предметовбыта и культа удэге, нанайцев и орочей, собранных им во время экспедиций поУссурийскому краю, создававшемуся тогда в Петербурге Русскому музею, –рассказывает директор объединенного музея имени Арсеньева Виктор Шалай. – Современем отдел этнографии этого музея вырос в самостоятельное учреждениекультуры – Российский этнографический музей (РЭМ). И собрание Арсеньева сталозолотым фондом РЭМ.
Экспонаты из коллекцииАрсеньева побывали в самых разных музеях мира от Штутгарта до Анкориджа, но воВладивосток – за сто с лишним лет! – коллекция приехала впервые. Долженсказать, что без поддержки министерства культуры мы вряд ли бы осилили такуюсерьезную работу – привезти из Питера выставку мирового уровня, огромногонаучного значения…
Показательно, что еще ни одинмузей мира не удостоился чести принять выставку, в которой экспонировалось бысразу 90 предметов из коллекции Арсеньева! Такая честь была оказана толькоВладивостоку.
– Мне кажется, – говоритВиктор Шалай, – что невозможно преувеличить, говоря о том, какое значение имеетфигура Владимира Арсеньева для Приморья. По его книгам люди узнавали осуществовании Уссурийского края! Он открыл миру народы Приморья, показалуникальность культуры удэге и орочей.
От игрушек до бубнашамана
Выставка «Мир удэхе глазамиАрсеньева» напрямую сводит зрителей со знаменитым ученым, в каком-то смыследает возможность пожать ему руку, войти в его мир…
Познакомившись с уникальнымиэкспонатами, каждый может понять, насколько ценна и обширна эта коллекция, кактщательно она описывает быт и традиции коренных народов Приморья. Эти предметысоединяют нас, приморцев, с территорией, на которой мы живем. Наш музей носит имяАрсеньева, и принимать такую выставку – особая честь…
Игрушки, которыми игралиудэгейские дети в начале прошлого века. Костюмы, которые носили взрослые орочи.Детали быта: ложки, наконечники стрел, календарь охотника. Предметы культа:маска, жезл и бубен шамана, статуэтки севенов – духов, охранявших домашнийочаг. Все это и многое другое можно увидеть на выставке «Мир удэхе глазамиАрсеньева».
– В написании слова «удэхе»нет никакой ошибки, – объясняет Валентина Горбачева, заведующая отделомэтнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографическогомузея. – Именно так писал Арсеньев в своих научных трудах. Часто он дажеименовал этот народ как «удэхе-орочи», и мы, составляя описание для выставки,так и оставили это название.
Между прочим, советую обратитьвнимание на описание каждого предмета на выставке: это подлинники, написанныелично Владимиром Клавдиевичем. Он не был профессионалом-этнографом, но кактщательно составлена каждая опись, как много фактов в ней учтено! Это достойновосхищения.
Вообще нужно внимательночитать описание каждого предмета, поскольку мы сохранили старые названия рек истойбищ, поселений, в которых Арсеньев собирал эти артефакты.
90 экспонатов – не всяколлекция Арсеньева. К сожалению, такие редкие предметы, как маска шаманавысшего посвящения и амулет для лечения больных, сейчас находятся в составевыставок в Испании и Италии, но в собрании, привезенном во Владивосток,представлены их фотографии. Музей имени Арсеньева дополнил экспозициюфотографиями, которые выдающийся ученый и писатель делал во время своихэкспедиций.
Неотделимые отприроды
– Мы представили воВладивостоке также копию письма Владимира Арсеньева хранителю Русского музеяБруно Адлеру, – рассказывает Валентина Горбачева. – Почитав его, можно узнать,что коллекция Арсеньева была не продана, а подарена – и самим ВладимиромКлавдиевичем, и местным отделением Императорского географического обществасоздававшемуся Русскому музею. До того времени, как и сегодня, впрочем, ни одинмузей не мог похвастать столь полным собранием этнографических редкостей мираорочей и удэгейцев.
Кстати, Владимир Арсеньев нераз говорил о том, как изумляет и поражает его то знание природы, которымвладеют орочи и удэгейцы, в какой неразрывной связи с окружающим миром умеют житьэти народы. Многие экспонаты абсолютноуникальны, и нужно понимать: Арсеньев не мог просто так взять их у удэге илиорочей. Он должен был стать для них своим, пользоваться доверием, заслужить ихуважение, чтобы получить в дар такие особенные вещи, как севены, например, илимаска шамана высшего посвящения.
– На мой взгляд, – продолжаетВалентина Горбачева, – эта выставка может быть особенно интересна современнымпредставителям коренных народов Приморья. Она дает возможность увидеть, какжили их предки и как изменилась жизнь всего лишь за сто лет. Помню, как мывывозили в Японию коллекцию предметов быта айнов и как, затаив дыхание, свосторгом смотрели на них потомки айнов, живущие в этой стране. Думаю, чтонынешние удэгейцы и орочи будут так же смотреть на предметы, составлявшиеоснову быта их не столь далеких предков.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ