ВКАД обретает зримые очертания
Столичные эксперты обсудили перспективы Владивостокской кольцевой автодороги
Очередной круглый стол в рамках подготовки к Владивостокскому урбанистическому форуму городов-побратимов прошел в администрации Владивостока. На этот раз он был посвящен проекту строительства объездной дороги вдоль Амурского залива (ВКАД) и условиям, необходимым для привлечения инвесторов.
По приглашению главы городаИгоря Пушкарева в круглом столе приняли участие представители крупноймеждународной консалтинговой компании EY, специализирующейся на привлеченииинвесторов в столь крупные инфраструктурные проекты. Гости высказали своисоображения и по поводу самого проекта, и по поводу его финансирования.
Напомним: ВКАД – магистраль общегородского значения с непрерывнымдвижением, без светофоров и остановок, которая согласно проекту соединит островРусский с Седанкой.
В необходимости кольцевой дороги сомнений нет. В этом с ИгоремПушкаревым, который, собственно, и является автором инициативы строительствамагистрали, солидарно большинство жителей Владивостока: идея ВКАД была впервыеозвучена главой города еще в 2013 году, и тогда ее поддержали более ста тысячгорожан.
– Учитывая растущий грузооборот владивостокских портов,магистраль позволит освободить Эгершельд от большегрузов, станет составляющейтранспортных коридоров «Приморье 1» и «Приморье 2» и свяжет их в единое целое.И, в конце концов, просто разгрузит городские автомагистрали, – пояснилзаместитель главы администрации Владивостока, начальник управления дорог иблагоустройства Леонид Вильчинский.
Кроме того, учитывая перспективы развития острова Русского,только одного связующего звена с материком недостаточно: уже сейчас в погожиедни автомобилисты попадают на Русском мосту в пробки.
Развязки уже подсчитаны
– На сегодняшний день мы спомощью архитекторов и дорожников из нескольких вариантов прохождения трассывыбрали наиболее оптимальный, – рассказал Леонид Вильчинский. – Он хорош тем,что предполагает не просто реставрацию уже существующих дорог, а увеличениедорожной сети. Будущая дорога пройдет вдоль моря и будет связана с городскойдорожной сетью с помощью семи развязок.
Планируется, что на первомэтапе будут построены два моста – с мыса Токаревского на остров Елены и далеена остров Русский через канал. На втором этапе – автострада от мыса Кузнецова(район Первой Речки) до Второй Речки, на третьем – дорога от Второй Речки доулицы Чапаева, на четвертом – участок дороги от улицы Чапаева до развязки наСеданке. Пятый этап – строительство дороги от Казанского моста до мысаКузнецова (Первая Речка), в составе которой планируется сооружение тоннеля.Протяженность всей ВКАД составит порядка 22,8 км, – пояснил собравшимся ЛеонидВильчинский. – Предполагаются поэтапное строительство и поэтапная же сдача, тоесть каждый построенный участок будет тут же сдаваться в эксплуатацию.
Мы уже рассчитали очередностьэтапов и места расположения основных развязок. Кроме того, у нас естьпредварительные виды развязок. Мы уже представляем, какая часть магистралибудет проходить по суше, а какая по воде, какая часть будет выполнена в видемоста, а какая в виде путепровода. Мы представляем, сколько у нас будетподпорных стен. Уже произведена предварительная оценка объектов, которыепопадают в коридор новой трассы и будут подлежать сносу, выкупу.
Сейчас ведется работа по обоснованиюнеобходимости проекта. На очереди – инвесторы, с которыми будет работатьмуниципалитет. Заключительный же этап предполагает подписание концессионногосоглашения. При этом администрация города должна предусмотреть все возможныерычаги влияния на дальнейшую работу, чтобы результат не разнился спроектом.
Соблюсти балансинтересов
Уже сделан расчет стоимостиобъекта – пока приблизительный. Понятно, что производился он на основаниипроектов-аналогов и будет уточняться на стадии дальнейшей разработки проекта.Многое в стоимости будет зависеть от геологии, ландшафта, изыскательских работ,от условий, которые выставят городу основные землепользователи. В частности, наокончательную стоимость проекта повлияет и то, какой мост соединит материковуючасть города с островом Русским, – перечислил этапы уже выполненной работыЛеонид Вильчинский.
Александр Данилов, представитель проектной организации, тойсамой, которая работала над проектами мостов через бухту Золотой Рог и проливБосфор-Восточный, предположил, что материк с островными территориями (в районеострова Елены) может соединяться как подводным тоннелем, так и высоководныммостом, а также низководным мостом с разводным пролетом. По мнениюпроектировщиков, наиболее перспективен вариант подводного тоннеля, посколькуконструкция не будет перекрывать водную артерию, а уровень воды над туннелемможет доходить до десяти метров. Изготовить его планируют по самым современнымтехнологиям, причем основные работы будут производиться на земле: в сухом докеизготавливаются отдельные секции, перемычки, вертикальные трубы для доступалюдей, в воде будет происходить только монтаж звеньев.
Как заметил советник главыгорода Анатолий Мельник, необходимо соблюсти баланс интересов инвестора игорода, то есть баланс между минимизацией затрат и интересами города. Ведьгородские магистрали непрерывного движения – основы транспортного каркасаВладивостока, а ВКАД – важнейшая составляющая этого каркаса. Но дорогу нужностроить так, чтобы сохранился исторический ландшафт, а у горожан осталасьвозможность любоваться морем. Чтобы сохранилась акватория, в том числе и дляпарусного спорта. Чтобы не был закрыт привычный владивостокцам вид кораблей нарейде в день ВМФ.
Дело за партнерством
Особый вопрос – финансированиепроекта. К финансированию строительствапланируется привлечь частный капитал. Возможно, в виде государственно-частного партнерства (ГЧП).
– На сегодняшний день этокрайне актуальный формат партнерства власти и бизнеса, – объяснила заместительглавы администрации Наталья Зубова, – поскольку ГЧП позволяет увязать в единоецелое ресурсы и возможность государства, региона, бизнеса и снизить рискиучастников проекта, распределить их зоны ответственности и согласовывать своивзаимные интересы. Это важный и эффективный инструмент, что показывает практикамногих государств. А с учетом положительного опыта применения ГЧП именно вдорожном хозяйстве ВКАД станет началом использования подобного механизма вПриморском крае, да и во всем ДВФО.
Об иных возможных форматахсотрудничества власти и бизнеса более детально рассказала Алина Збровская,партнер практики консультационных услуг компании EY, участвовавшей во многихкрупных проектах в дорожной инфраструктуре, проходивших в формате ГЧП.
В числе последних и наиболееэффектных проектов именно в дорожной инфраструктуре, которыми занималась EY, –платная автодорога в Санкт-Петербурге «Западный скоростной диаметр» (ЗСД). Пословам Алины Збровской, проекты ЗСД и ВКАД очень похожи. И если проект нашейкольцевой будет реализован, он станет знаковым не только для Владивостока иПриморья, но и для всей России, так как станет первым подобным проектом,выполненным на муниципальном уровне.
По словам Алины Збровской, нароссийские проекты идут российские же компании, как правило, крупные банки.Кроме того, живой интерес к финансированию инфраструктуры российского ДальнегоВостока проявляют китайские партнеры.
В случае с ВКАД сотрудничествоможет существовать в формате концессионного соглашения, контракта жизненногоцикла (иначе говоря, подряд в рассрочку), ну и уже озвученного ГЧП. Какой извариантов самый оптимальный, еще предстоит решить.
Автор: Анжелина ШИЛАН