Энергетика здравого смысла
Уже более года отдаленный от материкового Владивостока остров Рейнеке круглосуточно обеспечен светом. Удивительна здесь топливная арифметика: топлива, которого раньше недоставало на 6-часовое энергоснабжение, теперь достаточно для 24-часового. Даже с небольшой экономией. Виновник торжества – ветрогенератор. Директор МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» Владимир Латышев рассказал «В», как объект прошел зиму, с какими проблемами столкнулись в ходе эксплуатации и зачем ветрогенератор посещали специалисты ОАО «РАО ЭС ВОСТОКА».
Ветрогенераторна Рейнеке послужит на Дальнем Востоке инвестиционно привлекательным примером
Эффективность плюс экономия
– ВладимирВикторович, с чего все началось? Была задача обеспечить электричеством жителей островаРейнеке круглые сутки. Возникло решение – вполне нестандартное – об установке ветрогенератора…
– Историческисложилось так, что свет в дома на Рейнеке подавался в течение пяти-шести часов всутки. По определенному графику: несколько часов утром и несколько – вечером. Приэтом электричество для островитян – это не только свет, телевизор, сериалы, холодильники,это еще и работа водопровода, насосов, качающих воду из скважины. Нет света – нети воды в кране, и других коммунальных благ.
К тому же впоследнее время там начинает развиваться туризм. Предприниматели строят для отдыхающихдомики, которые необходимо обеспечивать энергией. Работают холодильные установкидля напитков, морепродуктов и так далее. Вопрос о бесперебойном электроснабженииострова витал в воздухе.
Проблема заключаласьв том, что при находящемся там оборудовании круглосуточное электроснабжение жителейбыло невозможно. Задачу можно было решить двумя путями. Первый – самый простой:провести реконструкцию действующего оборудования, поставить совершенно новые типыдизелей, которые рассчитаны на постоянную бесперебойную работу. Причем не один,а два. К тому же в этом случае требовалось создать новые емкости под запас топливана зимний период, когда остров фактически отрезан от материка в плане доставки грузов.Мы подсчитали, что реконструкция дизельной станции обошлась бы Владивостоку в 25-30миллионов рублей. К этой сумме ежегодно добавлялись бы дополнительные затраты натопливо, расход которого кратно возрос бы.
Но был и второй вариант: возникла идея об установкеветрогенератора. Подобный опыт в Приморье – правда, не на островной территории –уже был реализован нашими коллегами в деревне Перетычиха. Изучив их опыт, а такжемножество профильной технической литературы, мы решили попробовать сделать это воВладивостоке.
Провели предварительныерасчеты, прикинули смету. Цифры убедительно показали, что установка ветрогенераторана Рейнеке, во-первых, позволит обеспечить остров круглосуточной электроэнергией.Во-вторых, обойдется в несколько раз дешевле реконструкции дизельной электростанции.В-третьих, снимает вопрос дополнительного потребления топлива. Иными словами, припрежних затратах мы обеспечиваем круглосуточное электроснабжение.
– С экономическойточки зрения объект оправдал себя?
– Если бы мыпровели реконструкцию действующего дизельного генератора, система бы потребовалакратного увеличения расхода топлива. Следовательно, увеличилась бы и стоимость электроэнергии.Дело в том, что островная территория является дотируемой. Тариф на электроэнергиюу жителей Рейнеке соответствует общегородскому. Таков закон. Разница в «материковом»и «островном» тарифах покрывается за счет субсидий из краевого бюджета. Поэтому,с одной стороны, экономически для предприятия нет большого смысла, каким путем добитьсякачественного электроснабжения острова. Но с другой – есть здравый смысл. Краевойбюджет – это благоустройство, это комфорт жителей Приморья, это дороги, детсады,новые стадионы и прочее. Если у нас появляется экономия, значит, больше средствбудет направлено на другие сферы жизни.
– А какс технической точки зрения? Как ветрогенератор показал себя за сезон?
– Зиму мы прошлиочень хорошо. Об этом прежде всего говорит тот факт, что обычного запаса топлива,который делался на острове еще при 6-часовом графике электроснабжения, с лихвойхватило и для круглосуточного. Появилась даже небольшая экономия. На сегодняшнийдень система вошла в штатный режим. Если бы не природные катаклизмы и человеческийфактор, то все работало бы идеально.
Человек неразумный
– Как японимаю, стандартных ветрогенераторов – таких, чтобы купил, распаковал, поставили в ус не дуешь, – нет. Надо было учесть все нюансы: розу ветров, место, наладитьработу. С чем столкнулись в этом нелегком процессе?
– Конечно,изначально проектировщики изучили местность, прошли весь остров. Важно было не столькоучесть розу ветров, не столько силу, сколько плотность ветра. В итоге площадка себяполностью оправдала. Ветер здесь хорошей плотности и дует почти постоянно. Естественно,при реализации проекта проблем оказалось немало. И они были совершенно разного плана.
Первое, с чемстолкнулись, – ветер оказался такой плотности, что за ним не успевала уследить автоматика.Лопасти раскручивались до такой частоты, что электроника выходила из строя. Пришлосьбиться с погодой, усовершенствовать систему отворота.
Следом на островевозник незапланированный и стремительный рост нагрузки. Дизель не справлялся. Нехватало пускового тока. Понадобилась его замена на более мощный.
В-третьих,за прошедший год три раза в мачту ветряка била молния. Объект оснащен специальнойзащитой, установлены расцепители. Первые два удара система выдержала. В третий раз– это произошло нынешним летом – разряд оказался такой мощности, что защита не смоглас ним справиться, электрический импульс попал в блок-преобразователь и разрушилего.
Отмечу, чтоветрогенератор находится на гарантии. Мы активно сотрудничаем с подрядчиками. Сервис-инженерыприезжают по нашим заявкам, проводят ремонт, замену оборудования, помогают нам отлаживатьи приспосабливать его к нашим местным условиям.
Был и совсемнеприятный случай. Генератор расстреляли из воздушной винтовки. Отбили отражатель– устройство, которое при сильном ветре отворачивает ветряк в сторону, обеспечиваетего сохранность. В один момент устройство не сработало, автоматика не отвернулалопасти от ветра, объект остановил работу. Стали разбираться, выехали на место.Увидели, что отражателя нет. Нашли его в кустах со следами от выстрелов.
– Все-такичеловеческий фактор оказался решающим. Последовали какие-то меры?
– Первоначальносама система не предполагала наличия там обслуживающего персонала. Объект полностьюавтоматизирован. Плановое дежурство вахтенным методом обеспечивали наши сотрудникис острова Попова. Однако со временем, а также из-за таких эксцессов пришли к выводу,что необходимо постоянное наличие персонала на Рейнеке. Мы заключили договор нагодичное обслуживание с компанией, которая устанавливала ветрогенератор.
Продолжение проекта
– Что собойпредставляет ветрогенератор?
– Надо понимать,что на электро-энергию, которую мы передаем по сетям, имеется сертификат качества,ГОСТ. А то электричество, которое поступает от ветрогенератора, никогда не будетему соответствовать. Поэтому напрямую в дома электричество с ветрогенератора неподается. Его еще нужно подготовить, прежде чем запустить в сети.
Ветрогенератор представляет собой целую энергосистему.Энергия от вращения лопастей подается в преобразователь постоянного тока, послечего идет на зарядку блока аккумуляторов. Те, в свою очередь, работают на инвертор.Инвертор, имея питание по постоянному току, выдает в сеть уже ГОСТированное электричество.
Кроме ветряногов систему встроен дизельный генератор. Он включается в том случае, если нет ветра,а аккумуляторы выработали свой заряд. Именно благодаря простою двигателя достигаетсяглавный экономический эффект – экономия топлива.
– Рейнеке– это точечный проект, созданный под определенную территорию. Будет ли у него продолжение,развитие ветряной генерации на других участках города?
– Установкаветрогенератора рассматривалась в рамках развития электроснабжения острова Попова.Как и Рейнеке, эта территория является автономной, не зависящей от материка в планеэлектроснабжения. Источником энергии здесь являются дизельные генераторы.
Число жителейПопова в десятки раз превосходит население Рейнеке – порядка полторы тысячи человек.Естественно, это подразумевает совсем другой уровень потребления и генерации. Плановаянагрузка здесь – 800 киловатт. Значит, необходимо ставить несколько взаимозаменяемыхветряных генераторов, что потянет за собой и замену дизельных. Если проект на Рейнекеоценивался в пределах 10 миллионов рублей, то на Попова это уже около 300 миллионов.Средства для города неподъемные.
Однако проектполучил развитие, так сказать, с другой, неожиданной стороны. Системой электроснабженияострова Рейнеке заинтересовались специалисты ОАО «РАО ЭС Востока» (в ведении компаниинаходятся все высоковольтные сети региона). У них есть подразделение, занимающеесяобъектами нестандартной энергетики. Этим летом эксперты компании побывали на Рейнеке,взяли все исходные данные и провели расчеты. Итоговые цифры позволили им сделатьвывод об инвестиционной привлекательности проекта. И в этом направлении начнетсяработа.
Хорошее начало
– Частов качестве примера использования возобновляемых источников нам приводят Голландиюи Германию. Там, дескать, на каждом шагу ветряки. Почему нельзя в таком случае весьВладивосток взять и заставить ветрогенераторами по принципу Рейнеке?
– Вопрос, скорее,философский. А ответ простой. На Западе данное направление развивается уже давно.Мы же находимся в начале пути. Наверное, при наших ветрах можно создать площадкипод ветрогенераторы. Однако нужно понимать, что выработка любого вида энергии влечетза собой и определенную проблематику. В жизни не бывает идеальных источников энергии.У гидроэлектростанций одни проблемы, у атомных – другие, у дизельных – третьи. Естьпроблемы и у ветрогенераторов. Одна из них – найти место. За границей, в тех жеГермании и Голландии, все они вынесены за пределы населенных пунктов. Причем, какправило, это небольшие городки. Там их использовать эффективно и выгодно. В условияхже большого города выгоды весьма туманны. Здесь имеются такие нагрузки, что справитьсяс ними может только промышленное электроснабжение. Взять какой-то отдельный микрорайони построить для него поле с ветрогенераторами, причем в подходящей по климатическимусловиям зоне, да еще соблюсти все санитарные нормы, избежать влияния вихревых потоковна жителей – это дорогостоящее, масштабное предприятие. В рамках города такое сделатьочень сложно и трудоемко.
А вот для Приморского края, для отдаленных деревень, куда промышленномуэлектричеству добраться сложно, где стоят старые дизели либо вообще нет света, этовполне приемлемо. Но это уже работа инвестиционных механизмов, крупных энергоснабжающихпредприятий. Проект же на Рейнеке оказался примером того, что использование ветрогенерацииможет быть выгодным и эффективным.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ