Победы, ради которых стоит стараться
Лариса Павловна Шалай – достаточно узнаваемый и популярный человек в столице Приморья. Тысячи пенсионеров не просто знают общественного юриста Владивостокской организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, но и доверяют ей так, как доверяют близкому человеку. А многие успешно пользуются ее профессионализмом, опытом, помощью и советами. В конце августа исполняется 20 лет бессменной и бескорыстной работе Ларисы Шалай в городском Совете ветеранов.
Бессменный юрист Совета ветерановВладивостока берется решать самые сложные правовые вопросы
Эпоха героев
Отец Ларисы Шалай ПавелВасильевич Ещенко был одним из героев партизанского движения на территорииПриморья и Приамурья в годы Гражданской войны. О 16-летнем лихом и бесстрашном разведчике даже писалАлександр Фадеев в своем прославленном романе «Разгром». Самыми яркимиэпизодами в партизанской биографии Павла Ещенко стали подрыв пролетажелезнодорожного моста через Амур у Хабаровска, чтобы через него не прорвалисьяпонцы и белоказаки, а также участие в боях за Волочаевскую сопку.
– После Гражданской войны отецслужил в таможне на советско-китайской границе. ВГродеково я и родилась в 1929 году. Через год наша семья перебралась воВладивосток: отца перевели на повышение. На моих глазах весь город встречалпрославленных челюскинцев, в честь этого события даже переименовали гостиницу«Версаль». Ходила в младшие классы первой центральной школы (ныне гимназия №1.– Прим. ред.),– вспоминает Лариса Павловна предвоенные годы.
Военное детство
В начале лета 1941 года ее отправили на каникулы к родственникамв Хабаровск. В воскресный день 22 июня, ближе к вечеру, из динамиковрадиоприемника зазвучала речь наркома иностранных дел Вячеслава Молотова.
– Тетя Вера, у которой яжила, сразу же сказала: это война. Поскольку моего папу призвали в армию, аВладивосток получил статус особого военного города, то меня оставили вХабаровске, – рассказывает Лариса Павловна. – Школьные годы провела на Амуре.Мы, дети, ни одной сводки Совинформбюро не пропускали. Но в силу беспечноговозраста многие тяготы и лишения тех лет прошли для нас незамеченными… А 9 мая1945го по всей школе, как утренний весенний ветерок, пронеслось сообщение:Победа! Об учебе уже никто не думал. Не сговариваясь, все бросились на школьныйдвор, обнимались, смеялись, радовались. Тут же наделали самодельных плакатов иотправились на центральную площадь Хабаровска. А там такими же ликующими, какмы, уже вся площадь запружена… С приходом Великой Победы завершилось и военноедетство нашего поколения.
Возмездие для предателей
В первом послевоенном годуЛариса окончила школу и вернулась домой во Владивосток. Тогда же поступилазаочно в один из московских институтов на юридический факультет. В группе былии девочки со школьной скамьи, и вернувшиеся с войны фронтовики. Наша героиняучилась хорошо, никогда не отказывала в помощи старшим по возрастуоднокурсникам.
Заочникам нужно было работать по специальности. Поэтому Ларисаустроилась секретарем в службу военного трибунала Тихоокеанского флота, которыйрасполагался на улице Посьетской.
– Это был сложный период, – вспоминает Лариса Павловна. –Некоторые бандеровцы, прибалтийские фашисты, власовцы и полицаи, спасаясь отвозмездия советского правосудия, бежали на Дальний Восток и старались здесьзатеряться: уходили рыбачить в море, валить лес, добывать уголь в шахтах.Естественно, таких отщепенцев искали. Тщательно перепроверяли каждого, ктопереехал из западных регионов страны: чем занимался в годы войны, служил илипартизанил, если не служил – почему, кто родственники, почему переехал. Инаходили предателей, и доказывали их участие в карательных операциях на сторонегитлеровцев против своего народа…
На памяти ветерана юридической службы было несколько такихслучаев. Пособники фашистов, рассказывает она, получали от десяти лет лагерей до расстрела в зависимости от тяжестипреступлений. А позже пришлось заниматься реабилитацией незаконнорепрессированных по пресловутой 58-йстатье…
– После такой практики уже ни за одно гражданское дело братьсябыло не– страшно, – говорит Лариса Павловна.
За простых работяг горою
Дальнейшая работа, по мнению самой нашей героини, была не стольувлекательной. Восемь лет трудилась в Крайпотребсоюзе, с 1962-го по 1973-й работала в Дальморепродукте, затем в Дальрыбе иВостокрыбхолодфлоте. Зато в совершенстве освоила трудовое законодательство,хозяйственное право. Приходилось решать вопросы по столкновениям в море или поподъему затонувших судов. И всегда юрист рыбацких предприятий отстаивалаинтересы простых работяг, ради справедливости не боялась идти на конфликт сначальством. Уже в ту пору люди ценили ее профессионализм и заботу. Знали, чтоесли за дело взялась Шалай, то оно обязательно завершится успешно.
Помимо работы хватало сил и на общественные дела, хотя нужно былои дом вести, и детей воспитывать. Ее как-то спросили о хобби. «Работа иесть мое хобби», – сказала тогда ЛарисаШалай и не покривила душой. И лишь в 69 лет пошла на заслуженный отдых.
Между тем выросли дети, а за ними и внуки. Один из внуков,Виктор, сейчас служит директором Приморского государственного объединенного музеяимени Арсеньева, другой, Евгений, трудитсямеханизатором в одном из муниципальных предприятий, а Антон руководит отделомСледственного управления по Приморскому краю.
В строю, невзирая на возраст
Впрочем, оставаться долго без активной деятельности пенсионеркаЛариса Шалай не смогла. В 1994 году ее пригласил поработать на общественныхначалах в Совете ветеранов его тогдашний председатель и почетный гражданинВладивостока Яков Кан.
Можно сказать, что у нашей героини открылось второе дыхание – онавновь стала юристом. В последнее время к Ларисе Павловне обращаются не толькопожилые люди, но и участники боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказеи в других горячих точках мира. Не проходит недели, чтобы она не занялась каким-то новым делом.
– Один нерадивый сынок предложил маме продать ее двухкомнатнуюквартиру, а она, мол, переедет в строящийся за городом дом. Но обманул, вкоттедж не пустил, а поселил старушку… в кладовке, – рассказывает Лариса Шалай.– Банальное мошенничество, которое можно запросто доказать в суде. Но дляначала я написала письмо его руководству. Помогло. Быстро купил матери пусть иоднокомнатную, но отдельную квартиру…
Или взять другой случай.Человек посвятил всю жизнь вооруженным силам, а взамен получил лишь служебнуюквартиру, в которой остался жить и после увольнения в запас. Проблемазаключалась в том, что у офицера не было документов ни на право владения этижильем, ни на саму квартиру, поэтому ондаже не мог платить за проживание. В какой-то момент пришлипредставители власти и спросили эти документы, а также квитанции об оплатежилищных услуг. Дело дошло до того, что его готовы были выселить. У инвалидапервой группы не было даже сил бороться за справедливость. Пришлось искать документы, подтверждающие слова офицера, адальше ходить по инстанциям. Советский районный суд отказал. А вот Приморскийкраевой, досконально разобравшись во всех нюансах, встал на сторону ветеранавооруженных сил.
Ради таких побед и не бросает по сей день свое дело Лариса Шалай.
Компетентное мнение
Сергей Кондратенко, председатель Владивостокского городскогосовета ветеранов:
– Практически нет такого человека во Владивостоке, кто,обратившись к Ларисе Шалай за юридической консультацией, не получил бынеобходимой поддержки. Речь идет не только о ветеранах-пенсионерах, помощь или совет спрашивают матери-одиночки, малоимущие люди, дети-сироты. А в последние годы появиласьеще одна категория людей, которым нужна помощь юриста. Это ветераны военныхконфликтов, боевых действий в Афганистане и Чечне. Я уже десять лет знаком сЛарисой Павловной, поэтому знаю, что она профессионал своего дела, душевный иотзывчивый человек. Несмотря на возраст, постоянно изучает все изменения вгражданском законодательстве. Выступает в судах на стороне пожилых людей повопросам жилищных или земельных отношений и выигрывает судебные споры.
Автор: Николай КУТЕНКИХ