В остров Русский вдохнут новую жизнь

О будущем Русского острова и перспективах его развития шел разговор на круглом столе в рамках подготовки к первому урбанистическому форуму, который состоится во Владивостоке осенью 2014 года. Встреча, собравшая руководство администрации Владивостока, ученых, проектировщиков и предпринимателей, состоялась 12 августа в Международном гребном центре АНО «Спортивный клуб острова Русский», расположенном в бухте Новик.

20 авг. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3591 от 20 авг. 2014
5d614e7493e5d71b08b46664a3525fe5.jpg

На островной территории появятся новые дороги, деловые центры, рекреационные и жилые зоны

«Влад Экспо»: большие надежды

– Сегодня по заказу городскойадминистрации выполняется разработка концепции развития Владивостока. Благодаряпоявлению Русского моста у нас есть возможность обсудить потенциал целогоострова, так как он входит во Владивостокский городской округ, – объяснил целькруглого стола советник главы города Анатолий Мельник.

По его словам, в генплане Владивостокапредусмотрено преобразование транспортной инфраструктуры Русского, создание деловых центров, благоустроенных зонотдыха. Основной «удар» освоения придется на полуостров Саперный.

Известно, что одним из наиболееэффективных инструментов развития деловой активности городов и регионов нередкостановятся выставочные комплексы различного масштаба. Поэтому на полуострове врайоне причала на мысе Поспелова планируется создать центр международногоуровня «Влад Экспо», а рядом – общегородской парк. Глава краевого центра ИгорьПушкарев отметил, что по опыту других городов подобные выставочные комплексыдают дополнительно 10% дохода в экономику всего города.

– Считаю этот проект очень интересным,он крайне необходим Владивостоку, – подчеркнул мэр. – Для комплекса подобралихорошее место – на побережье, где есть причал, что удобно. Поэтому на «ВладЭкспо» необходимо сосредоточить особое внимание и тщательно проработать идею.

Обсуждался также проект комплекснойжилищной застройки полуострова. Эксперты предложили оставить существующие зданияи служебное жилье для людей, которые будут обслуживать зоны отдыха.

Бухты закольцуют дорогой

Серьезные преобразования ждут транспортную инфраструктуру.Реконструкция будет проходить в несколько этапов. Первый включает строительствоучастка дороги от коммунальной зоны ДВФУ до поселка Экипажного. Второй этап – от Экипажного доПодножья. Третий – участок от Подножья до бухты Рында. Четвертый – от Рынды добухты Воевода. Заключительный этап – от Воеводы до бухты Боярин. Там дорогапродлится до побережья, откуда идут паромы до острова Попова.

Проект предполагает реконструкцию существующих на Русскоммостов, коммунальных сетей. Трассу выполнят из асфальтобетона и отведут местодля велосипедных дорожек – от коммунальной зоны ДВФУ до Подножья. Участкидороги, которые проходят через населенные пункты, осветят и обустрояттротуарами.

– Первый этап данной реконструкции прошел экспертизу,объявлены торги, – объяснил замглавы администрации Леонид Вильчинский. – Ужечерез месяц будет объявлен подрядчик, который приступит к выполнению работ.Сейчас ведутся переговоры с департаментом культуры Приморского края посохранению в ходе строительства исторических памятников.

Примечательно, что дорожная система Русского должнаорганично интегрироваться в будущую ВКАД через низководный мост.

Остров заставят работать

Специалист ОАО «Приморгражданпроект» Виктор Преловскийознакомил участников круглого стола с концепцией развития острова,разработанной его коллегами.

– Мы предлагаем разбить территорию на пять экозон, их оценкаполностью проведена. Всего на острове существует около 120 объектовэкскурсионного показа, 20 ландшафтных объектов. Их нужно развивать,обустраивать, доводить до ума. Потомки скажут нам спасибо за такое наследие…Самое пристальное внимание нужно уделить пляжам. На острове только 13 из 130пляжей могут претендовать на определение «комфортабельный». Я думаю, что послепреобразований Русский сможет принимать сотни тысяч туристов, – сказалПреловский.

По его мнению, современная пляжная зона – это намногобольше, чем просто море и песок:

– Примерно 80% ресурсного потенциала туристско-рекреационнойзоны составляют пляжи. Однако понятие пляжной зоны предполагает 8­-10функциональных зон, а не как мы привыкли – только позагорать и искупаться.Пляжи нужно доводить до ума. Это и экономически выгодно. Всего один процентблагоустройства повышает вместимость пляжной зоны в несколько раз!

А вот начальник мастерской генерального плана «Приморгражданпроекта» Алексей Ким усомнилсяв пропускной способности Русского моста. Однако другие эксперты не согласилисьс ним, выразив уверенность, что достаточно доработать развязку возле магазина«Зеленый остров» в районе Окатовой и перекресток возле набережной ДВФУ – ипробок удастся избежать. В подтверждение гендиректор научно-производственногообъединения «Технопарк» Александр Зубко привел опыт Сиднея: всего один мост, который соединяетсеверную и западную часть города, успешно справляется со своей задачей. Между тем в Сиднее живет 4,6 млнчеловек…

Эксперты сошлись во мнении, что все развлекательныекомплексы должны работать не сезонно, а круглый год.

– Объекты, которые могут обеспечивать круглогодичныйтуристический поток на Русский, будут находиться в приоритете, – подчеркнулдиректор ДальНИИС РААСН Владимир Смотриковский. – Например, аквапарки,спортивные комплексы могут функционировать и зимой, и летом, я думаю, возможносоздание киностудии. Это было бы весьма интересно и привлекательно не толькодля туристов и гостей острова, но и для горожан.

Создавая новое, не забудем старое

Главный архитектор института «Приморгражданпроект» ВладимирВоробьев обратил внимание на то, что, планируя новые зоны, площадки икомплексы, нельзя забывать о реконструкции объектов исторического наследия, вчастности уникальной Владивостокской крепости.

– Нужно обратить внимание на сохранность абсолютно всехобъектов культурного наследия, расположенных на острове, – поддержала егоначальник отдела реставрации Дальневосточного филиала ФГУК «Агентство поуправлению и использованию памятников истории и культуры» Анна Мялк. – ИменноВладивостокская крепость является главным инвестиционным ресурсом развитияРусского. Необходимо создать концепцию развития крепости, определиться собъемом и порядком его финансирования. Не помешает создание рядом с крепостнымиобъектами дополнительных культурных центров притяжения – неких агломераций.

Участники круглого стола согласились, что при разработкеконкретных проектов, особенно транспортных, все эти пожелания нужно учесть.

Маленькая часть большого города

Все эксперты сошлись во мнении, чтоРусский необходимо рассматривать исключительно как часть Владивостока.

– Проект «Владивосток — территорияопережающего развития» должен рассматриваться в ключе Большого Владивостока, –подчеркнул Владимир Смотриковский. – Можно и нужно прокладывать сюдаальтернативные виды транспорта: налаживать канатную дорогу, пустить морскиетрамвайчики.

Виктор Преловский добавил, что наострове необходимо саморегулирование, тогда и все необходимые функции, которыеон может выполнять, появятся. При этом Русский в концепции развитияВладивостока должен стать узловым, но не единственным.

– Обязательно нужно иметь в виду всеожерелье островов, – пояснил эксперт. – Нужно сделать дорогу на остров Попова,ведь там есть прекрасные возможности для развития водного туризма – куда лучше,чем на Русском.

Об экономической составляющей проектовнапомнил Владимир Смотриковский:

– Строить рекреационную зону, объектынадо, но и считать окупаемость просто необходимо. Во многих странах давноработают ведомства, которые занимаются экономической составляющей культурнойсреды.

Глава Владивостока Игорь Пушкаревотметил, что в развитии Русского необходимо учитывать его транзитную функцию.

– Нам нужно развивать экономику города,чтобы были средства на социальные и культурные проекты, – подчеркнул мэр. – Адля этого необходимо увеличить возможности нашего порта, выводить грузовойтранспорт из города. Если мы этого не сделаем, то грузы уйдут в другие порты, втом числе зарубежные. Поэтому считаю, что нужно строить мосты с Токаревской кошкина остров Елены и с него на Русский.

Подводя итоги дискуссии, Игорь Пушкаревподчеркнул интерес иностранных партнеров к острову:

– Во время встреч со многимизарубежными делегациями мне постоянно задают вопрос: какова концепция развитияРусского острова? Иностранный бизнес тоже очень этим интересуется,рассматривает участие в проектах в качестве инвестора, потому что видитперспективу острова. Поэтому разговор о проектах по его развитию обязательно продолжим.