Автолюбителей изведут как класс
11 августа вступил в силу очень важный документ для всех, кто хочет получить автомобильные права. Он дает новые программы профессионального обучения водителей, сообщает «Российская газета».
По новым учебным программам, утвержденным министерством образования, автошколы будут готовить исключительно водителей-профессионалов
Поехали!
Речь идет о долгожданномприказе Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 года № 1408 «Об утверждениипримерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующихкатегорий и подкатегорий».
Документ настолько важный,что без него до сих пор не мог заработать в полную силу закон о безопасности дорожногодвижения. Напомним: поправки в него вступили в силу еще в ноябре 2013 года. В частности,были введены новые категории и подкатегории. Например, появилась категория «М»,которая дает право на управление мопедами и скутерами. Раньше ездить на этой техникеможно было без прав.
Несмотря на то что поправкив закон о безопасности дорожного движения вступили в силу еще прошлой осенью, ГИБДДдала указание не привлекать таких водителей к ответственности просто потому, чтоу желающих не было возможности пройти обучение и получить эти права. Ведь не былопрограмм подготовки водителей. Теперь, когда приказ вступил в силу, водителям мопедовпридется обзавестись удостоверением.
Отсутствие программ подготовкиводителей также было камнем преткновения в разработке нового регламента по приемуэкзаменов. Ведь если непонятно, чему учить, непонятно, что принимать.
Псевдоавтошколы уйдутсами
Итак, в чем отличие новыхпрограмм от старых?
Во-первых, в них прописаныжесткие требования к материально-технической базе автошколы: учебным автомобилям,классам и даже учебной площадке. Причем согласно правилам лицензирования, которыевступили в силу 17 ноября 2013 года, каждая автошкола, чтобы обучать по новым программам,должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие этой базы учебным программам.И площадка там прописана не просто так, а установлен ее минимальный размер – неменее 0,24 га.
Также впервые в программахпрописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы. Она напрямуюзависит от количества и размеров классов и количества автомобилей. Не может автошкола,имея в наличии одну учебную машину, обучить за год две тысячи курсантов.
Все эти требования появилисьпотому, что расплодилось большое количество «якобы» автошкол. О подготовке водителей речь в них не шла. Тампросто продавали корочки об окончании автошколы. А так как до 5 ноября еще былавозможность сдавать экзамен в ГИБДД экстерном, это было золотой жилой для недобросовестныхавтошкол.
Одно лишь требованиео наличии площадки довольно сильно сократит количество желающих обогатиться на подготовкеводителей. Ведь в площадку нужно вкладывать средства. А до недавнего времени, чтобыполучить лицензию, достаточно было представить документы. Никто не проверял, естьли автомобили, площадка, классы. Поэтому и можно было распродавать корочки о прохожденииобучения.
Но более жестко по недобросовестнымавтошколам ударит расчет количества возможных учеников. Так что с момента вступленияв силу этих программ можно надеяться, что автошколы будут выпускать на дороги неполуфабрикат, а действительно водителей.
Права за 190 часов
Сами программы построенымодулями. Есть базовый модуль, который при первичном обучении изучают все. Это самыйобъемный блок – 84 часа. В нем обучают законодательству в сфере безопасности дорожногодвижения, оказанию первой помощи. Впервые включены в обучение психологические моменты,например, как избегать конфликтов на дороге. Также уделяется внимание самым незащищеннымна дорогах людям: пешеходам, детям, велосипедистам.
Если человек уже имеетправа, то для того чтобы открыть следующую категорию, ему не надо изучать базовыймодуль. Достаточно пройти обучение по спецификации для нужной категории. Поэтомуесли первоначальное обучение по количеству часов несколько увеличилось, то для полученияновой категории или подкатегории время на обучение сократилось.
Ранее на обучение покатегории «В» отводилось 156 часов, из которых 106 – теория, 50 – практика. Теперь– 190 часов. Из них 130 – теория, 56 – практика и 4 – экзамен. Причем теория считаетсяакадемическими часами, а практика – астрономическими.
Впервые в программы обучениявключена обязательная проверка полученных знаний, то есть внутренний экзамен.
Однако, если вы впервыеоткрыли категорию «В», на получение категории «С» не потребуется тратить стольковремени. Ведь базовый модуль уже изучен, значит, минус 84 часа.
Для получения прав намопед потребуется потратить 122 часа. Из них 100 часов – теория, 18 – практика и4 часа – экзамен.
Также предусмотрена возможностьобучения на автомобиле с автоматической коробкой передач – для тех, кто уверен,что за руль авто с механикой не сядет никогда. Сдав экзамен, эти люди получат вправах отметку «АТ», что означает, что они могут управлять автомобилем соответствующейкатегории только с автоматической трансмиссией. Правда, время на обучение это несильно сократит. Всего лишь на два часа.
А как быть тем, кто ужесейчас обучается по старым программам? Никак. До-учиваться по ним же. Но новые группыбудут обучаться уже по новым программам.
По окончании обучениявыпускникам автошкол теперь будет выдаваться свидетельство о профессии водителя.
Чем круче школа, темпроще допуск
Теперь об экзаменах.Уже давно в правительстве на рассмотрении находится постановление о допуске к управлениютранспортными средствами. После того как оно будет подписано, ГИБДД сможет засчитыватьвнутренний теоретический экзамен и площадку в качестве основного экзамена. Но этодля автошкол с автоматизированными автодромами.
Для автошкол, у которыхнет таких автодромов, предусмотрен другой порядок поощрений. Сотрудники ГИБДД будутприезжать к ним принимать экзамен. Понятно, что курсанту легче сдавать экзамен напривычной площадке и в знакомых стенах. Однако если процент сдачи у такой автошколыбудет низким (ниже 80%), то инспектора перестанут в нее приезжать. И ее курсантыбудут сдавать экзамен в ГАИ на общих основаниях.
Для приема экзаменовнеобходим еще и административный регламент. Как утверждают в Главном управленииобеспечения безопасности дорожного движения, он практически готов. Программы подготовкиводителей приняты, осталось дождаться подписания постановления правительства о допускек управлению транспортными средствами, и тогда уже будет принят регламент. Предположительнообучение по новым программам займет три месяца. Так что у ГИБДД есть еще запас временидля утверждения этого документа.
Автор: Отдел новостей «В»