«Человек, вредный для общественного спокойствия»
8 августа исполняется 160 лет со дня рождения Виктора Ананьевича Панова – российского морского офицера, основателя Александровских морских классов во Владивостоке, основателя и бессменного редактора газеты «Дальний Восток». К сожалению, его имя известно теперь только краеведам. Юбилей этого человека позволяет вспомнить о нем. А нашей памяти он достоин.
За что так характеризовалацарская полиция журналиста, которым руководила лишь искренняя любовь к Владивостоку?
Интеллигенту до всегоесть дело
Виктор Панов прибыл воВладивосток с Балтики в 1876 году в возрасте 22 лет. Он окончил реальное училищев Петербурге, штурманское отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадтеи на Дальний Восток попал в звании прапорщика корпуса флотских штурманов. Панов бороздил тихоокеанские воды на различныхсудах, побывал в портах Америки, терпел кораблекрушение у берегов Японии… Многиевпечатления того времени впоследствии стали основой его литературных трудов, а морскойопыт и практическое знание жизни позволяли ему с уверенностью в своей правоте судитьо многих политических и экономических проблемах современности.
17 апреля 1883 года увиделсвет первый номер первой городской газеты, названной «Владивосток», ее редактором-издателембыл Николай Соллогуб, служивший телеграфистом в штабе главного командира портовВосточного океана. Надо полагать, что Соллогуб и Панов были знакомы: не так многоинтеллигентных людей проживало в то время во Владивостоке. Буквально с первых номеровВиктор Панов стал публиковаться во «Владивостоке», а с марта до декабря 1885 годадаже был вторым редактором. Довольно обширные для штурмана интересы позволяли емуписать статьи на самые разные темы. Но впоследствии он несколько разошелся во взглядахс редакционным руководством и, видимо, тогда же решил со временем основать собственноеиздание.
После списания на берегв 1884 году Панов служил на телеграфе Морского ведомства, занимался поверкой штурманскихинструментов, корректировал морские карты. Позже он занимал ответственную должностьдиректора маяков и лоции Тихого океана. В частности, в 1887 году Виктор Панов руководилсооружением маяка на мысе Поворотном. В 1890 году он был назначен заведующим толькочто созданных Александровских морских классов, в которых сам же и преподавал. Видимо,в это время у него появилось больше времени для самообразования, которому Пановуделял много времени. Трудно перечислить все, чем он интересовался: политика, экономика,колонизация, «желтый вопрос», история края… По всем этим темам можно найти принадлежащиеего перу статьи.
С надеждою быть услышанным
Решив основать свое дело,Виктор Панов остановился на издательских и типографских услугах. Достаточно большиеденьги, полученные им при выходе в отставку, стали финансовой основой, и 25 октября1892 года вышел в свет первый номер газеты под названием «Дальний Восток». Новоеиздание было зарегистрировано на имя его второй жены, Евгении Пановой (Введенской),и выходило до 1922 года, поставив абсолютный рекорд долголетия для дальневосточныхСМИ. В первом номере, как было принято в то время, редактор обозначил основные направленияредакционной политики. Вот что он писал:
«Выпуская первый номерсвоего издания, мы вполне сознаем тяжесть и ответственность той роли, какую принимаемна себя пред обществом и правительством. Пред одним мы должны быть выразителямиего действительных нужд и стремлений, его прав на общую долю государственного вниманияи участия; другому мы обязаны дать в руки тот материал, в котором, возможно, полнои всесторонне выразились бы, не стесняясь формой, все своеобразности и отклоненияместной жизни от типа общегосударственной.
Но не в слабости наличныхсил, которые может выставить окраина к заявлению и защите своих существенных интересов,и не в бедности самой окраинной жизни видим мы трудности предстоящей задачи, а втом переходном состоянии, в котором до сих пор продолжает оставаться Приамурскийкрай по недостатку в нем прочных социально-экономических устоев…
Нам предстоит вовремяугадать и взвесить – что действительно нужно краю для правильного и всестороннегоего развития на почве общественного и государственного интереса и что ведет лишьк частному благополучию в ущерб общему. И мы убеждены, что при серьезном отношениик делу, при наличии данных судить так, а не иначе, – наш голос не будет «гласом,вопиющим в пустыне». Такова основная цель нашей программы, указывающая вместе стем и нашу общую точку зрения на местные вопросы».
Принципиален – потомунепоколебим
Редактор «Владивостока»Николай Ремезов и Виктор Панов были не соратниками (хотя делали вроде бы одно дело),а конкурентами, даже соперниками – в те годы полемика между газетами велась ожесточенная.Порой она выходила за рамки этики, причем особенно едким и грубым был Панов; егостиль легко угадывался даже в анонимных статьях. Порой он скатывался до антисемитизма:так, известного журналиста Николая Матвеева, сотрудничавшего с другими изданиями,он упорно именовал почему-то фамилией Нахес, называл «главой кагала» и критиковалбуквально за все, в том числе и за написание истории Владивостока. Итог известен:книга Николая Матвеева переиздается снова и снова, а о том, кто такой Панов, приходитсянапоминать. К сожалению.
Но надо отметить, чтотакая многолетняя конкуренция двух ведущих газет была только на пользу общественнойжизни города и всего Приамурья. «Владивосток» считался изданием демократическим,чуть ли не революционным. На его вольнодумном фоне «Дальний Восток» выглядел монархическими консервативным, порой даже явно черносотенным. При этом оба редактора с городскимивластями конфликтовали, поскольку своих убеждений никогда не скрывали.
Виктор Панов много летбыл гласным владивостокской Думы, в 1905 году даже стал городским головой – какраз в период беспорядков. Когда в 1910-м его отстранили от участия в очередных выборах, он дошел до Сената и добилсясвоего: было решено отменить результаты голосования и провести новую выборную кампанию.
За свою деятельностьПанов неоднократно был оштрафован по решению суда, даже сидел на гауптвахте, а вавгусте 1914 года по приказу коменданта крепости Владивосток был временно выселениз города как «человек, вредный для общественного спокойствия». Но его принципиальностьбыла непоколебима. В архивах, например, сохранился такой примечательный документ:«Подписка. Я, нижеподписавшийся, редактор газеты «Дальний Восток», даю настоящуюподписку в том, что о происшедших беспорядках в городах Российской империи обязуюсьне помещать статьи в издаваемой мною газете». И ниже этого печатного текста – нервнымпочерком: «Не даю никакой подписки. Редактор В. Панов. 27 мая 1916 г.»…
Осенью 1918 года ВикторПанов оказался замешанным в шпионском скандале. Тогда в США вышла (на русском языке!)брошюра «Немецко-большевистская конспирация». В ней приводились документы, «раскрывающие»работу германской разведки с большевиками, в результате чего якобы бы и рухнулаРоссийская империя. Виктор Панов был искренне возмущен тем, что в брошюре он числилсяв списке германских агентов. «Как старый деятель русской печати», он решил добитьсясправедливости и путем графологической экспертизы сумел доказать подложность всехдокументов, заодно выявив, что подделаны подписи Троцкого и нескольких секретарейЛенина! В декабре 1918 года Панов разоблачил подделки в своей газете и издал брошюру«Американские подложные документы» (ничего из сегодняшних реалий не напоминает?– Прим. ред.).
Как нам защитить интересыокраины
Особое внимание ВикторПанов уделял проблемам экономического освоения Дальнего Востока. Например, оченьсовременно звучат такие его слова: «Нельзя применять к молодому краю целиком то,что выработано практикою старых обществ. Нужен местный критерий, который указалбы, в какой мере и в каком направлении необходимы пока частные отклонения от общихпринципов внутренней политики – чтобы в результате прочно и возможно быстро двинутькрай на путь самостоятельного развития в духе тех же общих начал. С этой точки зрениямы далеко не можем согласиться и с теми ходячими благопожеланиями, где понятия опреуспеянии Приамурского края сводятся, в сущности, только к вопросу об его исключительнойэксплуатации теми или другими внешними капиталами, или – говоря иначе – к созданиюиз него какого-то выгодного другим рынка сбыта…»
Он проводил мысль о необходимостипритока капиталов, которые «содействуют поднятию продуктивных способностей края,не ограничиваясь одной только беспорядочною растратою естественных богатств, благодля завладения ими, при настоящем просторе, достаточно только шире размахнутьсятопором или посильнее ударить кайлою». Он призывал к более тесному сотрудничествус окружающими Дальний Восток странами, к слову, не одобряя русскую экспансию. Например,Панов иронично называл порт Дальний – Лишним, а приобретение Порт-Артура открытоосуждал. Не довольствуясь статьями в своей газете, он напечатал множество брошюр,в которых поднимал обширный круг тем: от текущей политики до древней истории Приамурья.
В бурные годы революционныхпотрясений и Гражданской войны бессменный редактор «Дальнего Востока» не нравилсяни одной из противоборствующих сторон, поскольку он в меру своего понимания историистарался быть честным и объективным, пытался как-то разобраться в происходящих событиях.В итоге одни объявляли Панова «агентом Коминтерна», другие придерживались противоположногомнения. В августе 1917 года местные социалисты закрывали его газету, как контрреволюционную,а в 1920 году он резко спорил с японской русскоязычной «Владиво-ниппо»…
Виктор Панов скончался10 ноября 1922 года, вместе с ним ушла в историю и его газета – последняя из дореволюционныхдальневосточных.
По материалам архиваОИАК
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Общества изучения Амурского края