Не берите свои органы на небо

Сегодня такое высокотехнологичное направление медицины, как трансплантология, в нашем регионе вообще отсутствует. Хотя необходимость в трансплантологических операциях есть. На данный момент в Приморье проживают девять человек, нуждающихся в пересадке почки. В этом списке трое детей. Когда их прооперируют, неизвестно: доноров для них на Дальнем Востоке нет.

6 авг. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3583 (115) от 6 авг. 2014
61aa2b8d7e9dc942829af84b71826b8e.jpg

Впервые в истории Приморьяместные медики начнут реализовывать донорские трансплантационные программы

«Единственным законнымпрепятствием к трансплантации может стать лишь прижизненный отказ умершего от донорства.»

Поэтому наши землякис хронической почечной недостаточностью вынуждены обращаться за помощью в клиникицентральной России, где проводят трансплантацию. Но там своя очередь на пересадкуэтого важного для жизни органа. Как и других органов тоже.

Выход есть

По данным Министерстваздравоохранения РФ, в нашей стране в очереди на пересадку почки стоит несколькотысяч человек. Но из-за дефицита донорских органов ежегодно производится немногимболее ста операций. Для сравнения: в Польше каждый год производят около 1000 трансплантацийпочки. В пересадке печени в России ежегодно нуждаются 10-20 человек на миллион населения.При этом реальную помощь получают не более трех-пяти пациентов в год. Приморцевсреди них нет.

Между тем спасительныйвыход из этой ситуации не за горами. Как рассказал «В» главный врач Медицинскогоцентр ДВФУ Олег Пак, первые трансплантологические операции в Приморье можно будетпроводить на базе вверенного ему учреждения уже в конце текущего года. Или в началебудущего. Необходимое оборудование и обученные специалисты в наличии.

Реализовывать этот проектМедцентр ДВФУ будет в связке с Дальневосточным окружным медицинским центром Федеральногомедико-биологического агентства (ДВОМЦ ФМБА). Первый займется непосредственно трансплантацией,второй – подготовкой и доставкой органов в операционную. Российский научный центрхирургии в Москве уже согласился безвозмездно помочь нашим специалистам на этапестановления службы. Организационную функцию данного проекта берет на себя краевойдепартамент здравоохранения.

– У нас уже есть списокприморских пациентов, нуждающихся в данных операциях. Ни для кого не секрет, чтоПриморье очень сильно отстает в области трансплантологической помощи от других регионовстраны. Мы в этом плане отстаем даже от Якутска и Самары. Нужно их догонять, – говорит Олег Пак.

Доноры – только родственники

Изначально будет проводитьсятолько родственная пересадка органов – почки или части печени. Иную трансплантациюзакон пока не разрешает. И продать себя на органы потенциальные доноры тоже не могут.Подобная торговля запрещена Всемирной организацией здравоохранения и уголовнымикодексами всех развитых стран, включая Россию.

Но доктор Пак убежден,что страждущим не надо отчаиваться. В ближайшее время Государственная дума должнарассмотреть новый законопроект об «обязательной» трансплантологии. И если этот документбудет утвержден, в нашей стране резко увеличитсяколичество доноров. И, соответственно, спасенных жизней тоже. Современной хирургиипод силу пересадка сердца, печени, почек, тонкой кишки, трахеи, легких, роговицыглаза, костного мозга и еще более десятка органов и тканей. По расчетам специалистов,один донор, если максимально использовать его органы, может спасти жизни девятичеловек. Не меньше.

В Приморье донорскиеорганы будут поступать в Медцентр ДВФУ из ближайших к Владивостоку государственныхмедицинских учреждений, где есть реанимационные отделения, в которых будет проходитьсобственно изъятие. Речь идет, в частности, о больницах Артема, Уссурийска, БольшогоКамня, Фокино, Находки. Не исключено, что стационары в отдаленных районах края замкнутна Хабаровск. Специально обученные бригады будут готовы выехать к потенциальномудонору в любое время суток, чтобы обследовать его и принять решение по изъятию тогоили иного органа. Для транспортировки изъятого органа будет применяться санитарнаяавиация – чтобы уложиться во временные рамки жизни органов.

К примеру, печень неможет использоваться после 12 часов пребывания вне организма. Изъятая почка можетхраниться до двух суток при температуре +4 градуса…

На первый взгляд проблематрансплантации почти решена: есть медицинское оборудование, есть специалисты. Осталосьдело за малым: найти среди покойников доноров с подходящими показаниями. И здесьпока тупик.

Сегодня в России, каки почти во всей Европе, существуют два легальных канала получения человеческих органов.Первый – от генетических родственников больного,об этом мы уже рассказывали. Второй – изъятие из тела покойного с его прижизненного(письменного) согласия. Либо если он при жизни не возражал против этого. Но егородственники должны вовремя оповестить об этом медперсонал больницы. Эти условияпрописаны в федеральном законе «О погребении и похоронном деле».

Операция под надзоромФСБ

К сожалению, большинствороссиян относится к трансплантологии с недоверием.И на то есть причины. В СМИ не раз проскальзывали байки о «черных трансплантологах»,якобы вырезающих органы у покойников для последующей пересадки этих «запчастей»больным за большие деньги. Если верить вездесущим журналистам, счет здесь идет отсотен тысяч рублей до десятков тысяч долларов. Притом что в России пересадка органов– операция квотная, то есть для пациента бесплатная, а сами органы могут быть изъятыиз тела умершего только с целью трансплантации на безвозмездной основе.

Подобную скандальнуюисторию лет пять назад раскручивала прокуратура Хабаровска. Здесь правоохранителинакрыли три частных медицинских предприятия, действовавших незаконно под крышейофициальной компании при краевой больнице. Родственники умерших пациентов пожаловалисьполпреду президента в ДВФО, что врачи режут на органы их близких без разрешения.Дело было громкое, правда, до посадок не дошло. Но с трансплантацией в Хабаровскезавязали.

По словам Олега Пака,если идею забора органов не поддержит общественность, то у законодателей ничегоне получится. И тогда больные, которые годами ждут своего донора, умрут. Статистикалетальности в листе ожидания операции заставляет задуматься. В нашей стране этотпоказатель – почти 60%, в США – около 6%.

Кстати, все религиозныеконфессии, существующие на территории России, однозначно высказались в пользу трансплантациии посмертного донорства. Не зря говорят, что смерть уравнивает людей.

– Развитие уровня трансплантологииравно развитию уровня общества. В западных странах трансплантация – нормальный видоперации, как операция на сердце или мозге. К сожалению, в России общественностьсравнивает трансплантологию едва ли не с криминалом. Нужно поменять это мнение вкорне. Надо сделать все, чтобы наше общество позитивно смотрело на трансплантацию.Чтобы люди были морально готовы к тому, что после их смерти их органы пересадятдругим людям. Сегодня в нашей стране только три человека на миллион являются донорами,тогда как, например, в Испании – 35. И мы не заинтересованы в скандалах. Мы хотим,чтобы ни у кого не было вопросов по поводу операций по пересадке органов. Мы знакомысо всеми нашими кураторами из ФСБ и прокуратуры. Мы пригласим их как на первое изъятиеорганов, так и на первую трансплантацию. Пусть стоят рядом с нами и смотрят, – подчеркнулОлег Игоревич.

К сожалению, все мы смертны.Даже банальный грипп, перенесенный на ногах, может поставить человека… в очередьна трансплантацию сердца. Помните об этом, когда будете принимать решение «за» трансплантациюили «против» нее: завтра в этой очереди может оказаться каждый из нас. Или кто-нибудьиз наших близких.

И еще. В католическойИспании на дверях храмов висят таблички: «Не берите свои органы на небо. Оставьтеих здесь, они пригодятся живым». Не правда ли, мудрые и обнадеживающие слова?

Справка «В»

Сегодня в России донорскиетрансплантационные программы реализуют всего в 19 городах. Самый восточный центрнаходится в Новосибирске. Трансплантация почки проводится официально в 34 центрах,но фактически – в 20, сердца – только в восьми, печени – в десяти, а поджелудочнойжелезы – в трех медучреждениях. В США существует 220 центров, где выполняют трансплантациюпрактически всех органов. В России же только в восьми центрах занимаются сразу несколькимивидами пересадок. Столько же их в Великобритании.

Автор: Сергей КОЖИН