Сбылась мужская мечта: он играет в куклы

Не так давно – всего лишь в начале июня – на праздновании Дня защиты детей у театра кукол развлекал публику развеселый клоун: кепка, широченные штаны… Клоун шутил, улыбался, показывал фокусы и гимнастические трюки. И многие горожане весело замечали: да это же артист из театра кукол, он еще Тигром работает!

30 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3579 (111) от 30 июль 2014
70d275f034f8e8f9828bda18535a35f4.jpg

Белов – Аполлон! Но может стать Удавом, Лягушкой или Букой

Совершенно верно. АлексейБелов, актер Приморского краевого театра кукол, свой талант реализует вомножестве ипостасей.

«Маппет-шоу» до кукол довело

– Вы всегда мечтали стать артистом,Алексей?

– Никогда не хотел. И тольконезадолго до окончания школы мне пришла эта мысль: дай­ка я попробую. Я училсяв училище № 8, там преподавал Николай Пинчук, руководитель театральной студии.Мы стали заниматься, и мне казалось, что судьба меня просто ведет в институтискусств. Конечно, думал я, надо поступать, конечно, меня не возьмут, неполучится, но попробую. Попробовал…

– И не получилось?

– Нет. Точнее, меня взяливольнослушателем. У меня была проблема стоматологическая, из-за нее возникали сложности в речи. Когда исправилэтот недостаток, все стало на свои места. Через год я уже был невольнослушателем, а студентом актерского факультета.

– Вы хотели стать актером кукольноготеатра?

– Не могу сказать ни да, нинет. Виктор Бусаренко, за что ему огромное спасибо, что-то разглядел во мне и позвал в театр кукол. Менядаже согласились дождаться из армии! Я отслужил, вернулся и пришел туда, гдеменя ждали.

– Легко прижились?

– Не ощутил сложности илитяжести. Просто увидел в этой работе сбывшуюся мечту, правда. Помню, в детстве,когда смотрел «Маппет-шоу» по телевизору, отвосторга просто слова вымолвить не мог, потом все каких-то кукол из бумаги с друзьями мастерили, пыталисьчто-то изображать. А теперь мечта сбылась – я играю вкуклы!

– Как родители отнеслись к вашему выборупрофессии?

– Когда только собралсяпоступать на актерский факультет, разумеется, меня отговаривали: зачем это,куда ты… Но, когда сдавал экзамены, родители меня уже поддерживали и с тех порвсегда одобряли мой выбор, за что я очень благодарен. И театру кукол неудивились. Тем более что в 2002 году не так много было свободных мест втеатрах, труппы везде укомплектованы. Молодому актеру трудно было найти работу,а мне повезло, и родители очень были рады.

Мелкий– самый интересный

– Ваша первая роль?

– Ежик и Гусенок в спектакле«Про Аленку и гусенка». Этот спектакль – долгожитель, мы до сих пор его играем. И очень надеюсь, чтоне скоро от него откажемся, он мне очень дорог. Кстати, когда во Владивостокетолько открывался театр кукол, первым его спектаклем был как раз «Про Аленку игусенка».

– С тех пор у вас были очень необычныеперсонажи – один только громадный Тролль в спектакле про гномов чего стоит.

– А мне больше нравится игратьсовсем маленьких персонажей, небольших по размеру. Например, очень интереснаяроль Лягушки в «Держись, поросята!». Она там такая мелкая, но какая заметная!

А вообще мне памятны и дороги многие роли. Начну перечислять –пальцев не хватит. Медведь и Заяц в спектакле «Солнышко и снежные человечки».Роль в «Аттракционе», который поставил Роман Легкодухов. Или «Бука» – мне такнравилось играть Буку, жаль, что спектакль уже вышел из репертуара. Сейчас мнеочень интересно работать в «Красной Шапочке», в «38 попугаях». Это вроде бы иклассика, а если копнуть – то тут тебе и основные человеческие темпераменты,которые нужно очень точно изобразить, и познание мира детьми.

– А Удав ведь, если не ошибаюсь, совсемне соответствует вашему темпераменту…

– Ну… Не полностью. Но тем иинтереснее! Видите, и в театре кукол можно играть «на преодоление». Но этоочень интересно – играть для детей. Я и вне театра – на так называемыхподработках – часто работаю именно для детей.

Ещетот клоун…

– Да, вы в этом смысле весьма известныйв городе человек. Считается, что день рождения, на который пришел АполлонСундуков, обязательно будет веселым.

– Я уже 11 лет занимаюсь тем,что веду праздники в образе клоуна Аполлона Сундукова или Человека-паука. И знаете, очень много интересных выводов инаблюдений сделал за это время. На детях очень сильно отражаются те социальныепроцессы, что происходят в обществе.

Лет десять назад я мог детейпосадить в кружок и развлекать фокусами, жонглированием. А сегодня слишкоммного гиперактивных ребят, которые просто не в состоянии сидеть спокойно ификсировать внимание. Это очень заметно. И их нужно уже иначе развлекать.

В моем детстве были суриково-серебриновые бомбочки, пистоны, мы могли целыйдень играть на золоотвале в пятнашки и прятки. Сегодня дети так не играют. Уйтина целый день на золоотвал? Делать бомбочки? Это уже ретро.

С чем я это связываю? С тем,что в нашу жизнь очень плотно вошли Интернет, мобильная связь. Мир изменился,он просто начинен компьютерами. Он другой.

– Нынешних детей сложнее удивлять?

– С ними стало сложнееработать. Их уже нужно не удивлять, с ними надо играть в подвижные игры. Гонятьв пятнашки до тех пор, пока не устанут. Они энергию выплеснули, родители ихзагрузили в машины – и домой. Спасибо, клоун.

– А как вообще появился АполлонСундуков?

– Благодаря Кате Кучук, моейоднокурснице. Еще на первом курсе мы вместе делали программу-подражание цирку. Там были эстрадные номера,пародии. Тогда и возник образ клоуна. Стал использовать его и в работе с детьмиуже после института. А в 2004 году, когда мы с Катей снова стали работать, онасказала: надо тебе придумать уже не просто образ, а героя – имя твоему клоунупридумать. И мы все сидели, перебирали варианты, и тут вдруг она сказала:«Аполлон Сундуков!». Мне понравилось.

Рукасильная, но выразительная

– С какой куклой было сложнее всегоработать именно технически?

– Когда мы сдавали спектакльпро Леопольда, было очень сложно справиться с куклой – надо было минут по 10­15держать руку вверх. Рука просто отваливалась, а как голова после спектакляболела! Вот это было сложно. И роль Удава в «38...» сложная, поскольку головаУдава просто надевается на руку, как перчатка, и надо руку все время держать, использоватьее как куклу…

Это, поверьте, непросто.

– Словом, физическая подготовка дляактера театра кукол не последнее дело?

– Она всегда пригодится.Актеру любого театра нужно держать себя в форме. Всегда. На всякий случай.Актеру же театра кукол нужны сильные и гибкие руки, умение долго держать рукувверх с грузом до килограмма – такой у нас вес куклы в среднем. Кроме того,рука должна быть выразительной.

– Да и Аполлон ваш еще тот физкультурник– акробат, гимнаст, делает интересные трюки. Кстати, говорят, вы преподаете вакадемии искусств сценическое движение и бой?

– Я еще в детстве увлекался игимнастикой, и восточными единоборствами. Началось все в 80-х годах, когда я увидел по телевизору фильм промонахов Шаолиня. И пошел в секции. Тогда, конечно, в секциях преподавали нестолько единоборства, сколько дикую смесь карате с самбо. Кстати, такие«кружки» часто организовывались бандитами, растившими себе смену. Но мнеповезло – я с подобным не встретился. Во время учебы в вузе занималсяприкладным историческим фехтованием в клубе «Грань», а когда вернулся из армиии начал работать в театре, стал изучать спортивное фехтование, карате-сетокан, тэквондо. Я и сегодня уделяю спорту многовремени. Не так давно принимал участие в турнире по фехтованию на ножах, например.

А что до преподавания…Пригласили в 2006 году – я согласился.

– Сложно научить студентов владетьтелом?

– Вообще да. Но студенты,особенно последние лет пять, очень хорошие приходят, с желанием учиться. Да,часто они со спортом вообще незнакомы, но им интересно все новое и хочетсянаучиться. С такими хорошо работать.

Тигр,не мешай

– Вы еще и всем известный Тигр – символбаскетбольной команды «Спартак-Приморье»…

– Есть такое. Дело случая… Мнепредложили подработку, я попробовал и очень понравился руководству клуба. И вотуже 11 лет Тигр на баскетболе.

– Надо полагать, здесь вам тоже надозаводить публику, не просто же лапой махать или прогуливаться.

– Там свои сложности, нюансы…Когда команда начинает проигрывать, завести публику все сложнее. А если командавыигрывает, публику и заводить не надо. Тут вообще главное не переборщить.Когда наши ведут в счете, твое дело – поскакать малость и пристроиться с краю.

А в последнее время часто итакое бывает: тайм-аут, выбегают танцевать чир-лидеры, группа поддержки, я скачу рядом. И мнекричат с трибун: «Тигр, не мешай, не загораживай!». Забавно.

А знаете, однажды было оченьсмешно. Игра шла к финалу, наши побеждали, было ясно, что выиграют. И вдруг уменя от костюма отлетела голова. Выполнял трюк «бедуинское колесо» – и онаотвалилась. Вот это было что-то! Ясхватил эту голову, испугался и убежал. А мне потом рассказывали, что публикауже и про игру забыла, только и делала, что мою голову обсуждала.

– Вы связываете свое будущее с театром?

– Честно? Не исключаювозможности, что в перспективе могу оставить сцену. Но не сейчас. Однажды уменя была мысль уйти из театра. Не смог. Там многое держит. В том числеморально, душа там…

Но мне хочется заниматьсяспортом, путешествовать.

– Путешествовать?

– Да, автостопом, например. Яуже немного пробовал: ездил по Приморью, по Дальнему Востоку, до Благовещенскадоезжал. И кстати, после таких путешествий приходит понимание, сколько ты какактер приобрел, сколько интересных типажей увидел.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ