Трансграничный Владивосток. Величиной в агломерацию
Осенью в краевом центре по инициативе главы города планируется провести Первый владивостокский урбанистический форум. В рамках подготовки к нему на прошлой неделе администрацией города был организован круглый стол. Его тема – «Приграничный и трансграничный Владивосток: новые характеристики международной среды и перспективы развития города».
Ученые задумалисьо ближайших перспективах столицы Приморья
Эксперты – политики,историки, географы обсуждали перспективы развития города уже в форматеагломерации. Напомним, что по инициативе Минрегионразвития РФ, а также краевыхи городских властей в этом году был дан старт формированию владивостокскойгородской агломерации, которой помимо краевого центра планируется охватитьгорода Уссурийск, Находку, Артем, Большой Камень, Фокино и районы –Михайловский, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский и Хасанский.
Одна из первейших задачвстречи, как заметил спикер круглого стола кандидат исторических наук директорООО «Издательско-продюсерский центр «Образрегиона» Владимир Соколов, ввести в информационное пространство понятие«трансграничность». А также определить роль Владивостока и всей новойагломерации юга Приморья в этом международном сотрудничестве.
Место, подходящеедля политики
– Наиболее яркие примерыцентров трансграничности, то есть зон сотрудничества, это Европа, Юго-Восточная Азия, – рассказал профессор кафедрыполитологии ДВФУ Сергей Песцов. – Трансграничное сотрудничество предполагаетопределенные возможности, которые существуют у каждой страны по отдельности, ав случае объединения должны давать синергетический эффект. Наиболее привычныйпример подобного взаимодействия – торговля. Перспективы же трансграничныхобразований зависят от возможностей, которыми обладают стороны. Итак, чем жебогат наш город и каковы его перспективы в случае объединения с близлежащимирайонами и муниципалитетами?
Без сомнения, городу ужесейчас есть что предложить зарубежным партнерам, уверены эксперты. К тому же уприморской столицы имеется потенциал для формирования лидерской повестки в АТР.
– Мы находимся в богоданномместе, что предполагает выгоды от развития разного (не только транспортного)сотрудничества с соседними странами, регионами. Но мы должны понимать, что дляразвития трансграничного сотрудничества нужна какая-то доля региональной свободы, – отметил СергейПесцов. – В том числе свободы в принятии решения с точки зрения экономическойдеятельности. Если бы у регионов существовала собственная развитая и конкурентоспособнаяэкономика, был интерес к развитиюсобственного производства, то трансграничное сотрудничество могло бы развиваться успешней.
– Да, приоритет собственныхинтересов – это необходимое условие дляразвития трансграничной агломерации Владивостока, – согласился с коллегойполитолог Александр Зыков. – Но при этом интерес не должен ограничиватьсятолько лишь выгодой для местного сообщества, как, например, челночный бизнес.Город может использовать преимущества своего географического положения, возможностивключения в логистические схемы Северо-Восточной Азии, такие какНовый шелковый путь, участие в экспортно ориентированной деятельности всегоДальневосточного федерального округа.
По мнению доцента кафедрымеждународных отношений Школы региональных и международных исследований ДВФУЛеонида Козлова, Владивосток может стать площадкой для международного диалогамежду странами АТР.
Собственно, у приморскойстолицы уже есть опыт организации международных встреч, наиболее крупная изкоторых – саммит АТЭС.
Кроме того, на город можновозложить посреднические функции: например, Япония нуждается в нас в качествепосредника при общении с Китаем.
Покажем им Европу?
По мнению заместителядиректора по науке и инновациям Школы региональных и международных исследованийДВФУ Артема Лукина, трансграничное сотрудничество может реализоваться в видеорганизации взаимных людских потоков. Для чего необходимо минимизироватьтерриториальные и пограничные барьеры для жителей Приморья путем упрощенияоформления документов, расширения безвизовых режимов, а также получениявозможности путешествовать по территории сопредельных стран на личныхавтомобилях.
– Другое дело, – возразил самсебе эксперт, – что барьеры существуюткак с нашей стороны, так и со стороны наших партнеров. И не факт, что нашисоседи, например Япония, захотят более тесного трансграничного сотрудничества.
– Одна из сфер сотрудничества– культурный ресурс, – напомнил коллегам профессор кафедры международныхотношений Школы региональных и международных исследований ДВФУ АнатолийКузнецов. – Японские туристы просят нас: вы близко и вы действительноевропейский город, сделайте так, чтобы у вас была представлена Европа. Вряд лимы сможем полноценно представить всю Европу, но русскую культуру мы показатьможем. И уже положено начало – идет работа над созданием филиала Эрмитажа.
Не надо сбрасывать со счетови существующие в Японии и Китае определенные националистические настроения,связанные с отдельными территориальными притязаниями. С другой стороны, у насесть Ассамблея народов Приморья. И, более того, наше этническое национальноемногообразие, наше умение жить вместе с различными народами в мире и дружбе –еще одно наше преимущество, которое мы можем демонстрировать.
Кроме того, утверждаютэксперты, наличие профессиональных связей, например при реализации совместныхнаучно-исторических проектов, таких как созданиесовместных учебников истории, – добротная защита от национализма.
Отношения на контрастах
– Если есть границы, значит,существует и трансграничность, – заметил заведующий кафедрой журналистики ииздательского бизнеса ДВФУ Виктор Бурлаков. – Граница – это зона повышеннойконтрастности, и этот фактор контрастности должен использоваться в качествересурса отношений: с одной стороны границы есть нечто такое, чего с другойстороны нет. В этом случае будет база для отношений. Типичнейший пример –игорный бизнес: в Китае он запрещен, а у нас разрешен.
По мнению эксперта, именновозможность создания контрастных факторов может привлечь к нам иностранныхгостей. Для этого есть два пути: создать уникальное для них предложение (то,чего у них нет и в принципе быть не может) или оптимизировать на своейтерритории то, что уже есть у них. Как, например, сделали они же (китайцы,южнокорейцы) в начале 90-х, предложив нашим рыбакамболее дешевый и быстрый судоремонт.
Подводя итог обсуждению,модератор Владимир Соколов констатировал, что на сегодняшний день вопрос встраивания российского ДальнегоВостока в кооперацию и сотрудничество со странами АТР всерьез решаетсяфедеральной властью и уже многое сделано. Тем не менее вопросов на этом путипока больше, чем ответов: для развития трансграничного сотрудничества нужныидеи, управленческая энергия и огромная практическая работа. Участникикруглого стола запланировали обсудить вопросы трансграничности вместе со своимизарубежными коллегами в рамках предстоящего урбанистического форума.
Справка «В»
Городская агломерация – группа близкорасположенных городов, объединенных тесными производственными, трудовыми,культурно-бытовыми, рекреационнымисвязями. В ее состав входят также поселки городского типа и сельские поселения.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО