Врачей бьют! Полиция бездействует?
Пациент Владивостокской больницы № 2 («тысячекоечная») вечером 26 июня избил травматолога Александра Гриценко, одного из лучших специалистов этого лечебного учреждения. Избил зверски ни за что. В результате врач попал на больничную койку.
Медики Приморья просят депутатов защититьих законодательно
Пациент поликлиники Приморскогогоспиталя для ветеранов инвалид третьей группы 2 июня довел своим неадекватнымповедением заместителя начальника поликлиники Елизавету Гаврилову догипертонического криза. Ей также пришлось оказывать медицинскую помощь.Дебошира успокоила полиция.
Об этих фактах, возмутивших всемедицинское сообщество Приморья, «В» уже рассказывал в одном из предыдущихномеров. Но, к сожалению, это не единичные в Приморье примеры физического насилиянад медиками.
Никакой реакции
Надо признать, что сегодня врачиотправляются на работу, как на передовую. Хотя на войне красный крест нередкобыл гарантией защиты от пуль и снарядов. Но в наше мирное время это гуманноеправило не работает. Медиков матерят, оскорбляют и бьют. Чаще всего под пресспсихически неадекватных граждан, алкоголиков и наркоманов попадает медперсоналприемных отделений больниц и «скорой».
Только в начале этого года воВладивостоке зафиксировано четыре случая нападения на врачей неотложки,прибывших по вызову к больным. После чего они сами были вынуждены уйти набольничный.
В феврале один из пациентов буквальнозатерроризировал оскорблениями врача-реаниматолога. Когда врач написалзаявление в полицию с просьбой оградить его от нападок, обнаглевший хулиганпришел на Станцию скорой помощи и накинулся на медика с угрозами.
Недавно пациент в алкогольномопьянении ударил женщину-врачав грудь. К счастью, без тяжелых последствий.
Можно вспомнить еще несколькоподобных случаев, когда сотрудники «скорой» пострадали от пациентов. По всемфактам рукоприкладства поданы заявления в полицию, но, как рассказал «В» заместитель главного врачаслужбы скорой медицинской помощи Владивостока Олег Сорокин, правоохранители хранятмолчание.
– Полиция нас не извещает, отработали они эти заявления или жетам нет состава преступления. В данный момент мы понимаем, что сотрудникиправопорядка либо не хотят с нами работать, либо они работают в своем закрытомрежиме, либо еще как-то. По крайней мере,реакции полиции в защиту наших сотрудников я не наблюдаю, – негодует ОлегВасильевич.
Два года назад автору этой публикации довелось дежурить ночью всоставе бригады скорой помощи. Помнится, вызовов тогда было много и каждыйтретий больной был нетрезв. Бить нас не били, но матерных оскорблений в нашадрес хватало.
– Твою мать! Мать-перемать, чего так поздно приехали? Я тутзагибаюсь, а вы еле плететесь! – такими выражениями встретила нас в стелькупьяная жительница гостинки на Военномшоссе. У женщины с перепоя подскочило давление, и она с перепугу вызвала«скорую». Врач сделал ей укол, пациентка успокоилась.
А если бы она набросилась на нас с кулаками, с ножом или сутюгом? Трудно сказать, каков был бы финал нашего визита…
Медперсонал в зоне риска
Заранее спрогнозироватьповедение больного или его родственников невозможно. Мало ли, какие тараканы улюдей в голове. Поэтому сегодня у каждого доктора «скорой» есть персональныйтрехзначный телефонный номер, по которому он может экстренно связаться со старшимврачом или диспетчером. И все! Личная охрана врачам на вызовах не полагается.Более того…
– По Уголовно-процессуальному кодексу мы почему-то не можем от имени учреждения юридически защититьсвоих сотрудников, написать заявление в полицию или прокуратуру. Тогдавозникает резонный вопрос: полицейский, когда его побьют как представителявласти, тоже лично пишет заявление? Иего ведомство за него не вступается? Честно говоря, я не совсем понимаю, чтопроисходит, – недоумевает Олег Сорокин.
С ним солидарна заместительглавного врача по лечебной работе КГАУЗ «Владивостокская больница № 2» СветланаГалактионова.
– Сегодня врач абсолютно ничемне защищен. И население знает, что за оскорбление или нападение на врача всеравно ничего не будет. Поэтому так смело и действует. Наши врачи 365 дней вгоду находятся в зоне риска. У нас и до этого были подобные случаи, но врачи нестрадали так сильно. А на этот раз наш сотрудник получил тяжелуюпроизводственную травму, – рассказала «В» Светлана Ивановна.
Между тем правоохранители всвоих пресс-релизах квалифицировали травму, которую получилврач Александр Гриценко, как легкой степени тяжести. Но согласно нормативнымдокументам Минздрава черепно-мозговая травма относится ктяжелым. Полицейские почему-то этой тонкости не заметили.Кстати, все материалы по факту избиения травматолога «тысячекоечной» былипереданы в полицию. Но в ответ –тишина.
Даешь адекватное расследование!
По мнению заместителя директорадепартамента здравоохранения Екатерины Елисеевой, проблема защищенности медработниковдостаточно серьезная.
– Если мы возьмем нормативно-правовую базу, касающуюся регламентациидеятельности врача, то увидим, что 99 процентов содержания этих документовпредставляет собой обязанности врача. И практически не отражает часть,касающуюся его прав, – говорит госпожа Елисеева.
Сегодня краевые лечебныеучреждения укомплектованы врачами только на 50 процентов. Молодежь не хочетидти в государственную медицину – не устраивают условия труда, уровеньзаработной платы и незащищенность перед хулиганами и дебоширами. Если так будетпродолжаться и дальше, то скоро в городских и районных лечебных учрежденияхникого не останется.
– Чтобы ликвидировать этупроблему, требуется политическая воля и консолидация усилий всего медицинскогосообщества. Мы намерены обратиться с предложением в Законодательное собрание,чтобы врача при исполнении служебных обязанностей приравняли к сотрудникуполиции. Кроме того, наше ведомство будет требовать от полиции адекватногорасследования каждого отдельного случая нападения на врачей, – подчеркнула Екатерина Елисеева.
Мнение
Андрей Скирута, главный врач КГБУЗ «Уссурийская центральнаягородская больница»:
– Органы внутренних делсегодня попросту отстранились от охраны общественных мест. В итоге на тех жеруководителей лечебных учреждений возложены обязанности по безопасности своихЛПУ. Но нередко получается, что врачиостаются один на один сагрессивными пациентами и посетителями. Конечно, у нас дежурят представителивневедомственной охраны, но они не носят оружия, у них нет полномочий длязадержания дебоширов. По сути, охранники ограничены в правах, которыми наделенаполиция. Я считаю, что органы правопорядка должны вернуться к своимобязанностям, иначе такие плачевные случаи могут повториться в будущем. Сутьпроста: врачи должны лечить, а не работать охранниками.
Андрей Кузьмин, главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая больница №1»:
– Случай, произошедший в«тысячекоечной», вопиющ. Если завтра в детскую музыкальную школу придет хулигани безнаказанно изобьет педагога, то о каком правовом обществе можно вести речь?Так же обстоит дело и с врачами, на них часто поднимают руку особо агрессивныепациенты, порой зная, что им за это ничего не будет. Считаю, что врачей надозащищать законодательно, как полицейских и других служащих при исполнении.
Светлана Забудская, главный врач КГБУЗ «Спасская городская больница»:
– Медработники абсолютнобеззащитны перед хулиганами. К сожалению, тревожные кнопки неэффективны: покадо больницы доедет наряд полиции, может случиться непоправимое. Врача нужнозащищать законодательно, как и любого человека при исполнении. По моейинформации, в Санкт-Петербурге недавно былрассмотрен законопроект по защите врачей службы скорой помощи от неадекватныхпациентов. Такой же законопроект, а далее и закон должен быть и в Приморскомкрае. Медработники должны знать, что они защищены.
Татьяна Курлеева,главный врач Владивостокского родильного дома № 2:
– Если мы не начнем совместнорешать эту проблему с сегодняшнего дня, то вполне может статься, что скоро наснекому будет лечить. После случаев хамства и нападения на наших сотрудницнекоторые из них попросту боятся за свою жизнь. При этом их работа остаетсяодной из самых важных в медицине – помогать появляться на свет новым жизням.
Игорь Понитаев, главный врач КГБУЗ «Находкинская городскаябольница»:
– К сожалению, такие случаипериодически происходят в приморских ЛПУ. И от них никто не застрахован.Например, когда в больницу массово поступают пациенты с травмами после ДТП, ихродственники не всегда адекватно реагируют на ситуацию, и первыми, на ком онивымещают свое негодование, становятся врачи. Считаю, что медработников должензащищать закон. Врач, как и полицейский, находится при исполнении долга.Поэтому за нанесенный ему вред должно быть неотвратимое жесткое наказание.Пациенты или родственники, совершив злодеяния, стараются всячески замять дело,запугивая или пытаясь подкупить врачей. Мы живем в правовом государстве, еслимедработник совершит ошибку, то тут же попадет по суд, а пациент – нет. Должнабыть справедливость в раздаче наказаний.
P.S. Автор выражает признательность краевому департаменту здравоохранения за помощь в подготовке публикации.
Автор: Сергей КОЖИН