Проблемы рыбаков находятся на берегу

Нынешняя программа развития рыбного хозяйства Приморья требует дополнений и поддержки, считает рыбацкое сообщество. И если вопросы с выделением квот и лицензий, с организацией прибрежных и океанических промыслов урегулированы, то проблемы с обновлением флота, с поддержкой аквакультуры, с администрированием и оформлением судов еще остались.

11 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3569 (101) от 11 июль 2014
eb742aec1458a5aff159e6e4528c2834.jpg

Однако самые большие сложностикасаются береговой переработки уловов. Пока что рост производства всецелозависит от науки. Ученые определяют общий допустимый улов рыбы и морепродуктов.Но и из имеющегося объема вылова можно произвести больше готовых продуктов исделать их дешевле для потребителей. Для этого должна быть полностью отлажена имодернизирована инфраструктура. Однако подготовка береговой базы являетсякрайне дорогим удовольствием, самим рыбацким предприятиям она не под силу.

Речь идет о современныхпричальных стенках и перегрузочной технике, энергоемких и объемных холодильныхмощностях, подъездных железнодорожных и автомобильных путях, цехах переработкии упаковки консервов и пресервов, копченой, вяленой и другой продукции. Сопределенной натяжкой такая инфраструктура имеется только во Владивостоке иНаходке. Во всех остальных прибрежных поселках края ее необходимо создать.

Сейчас много говорят ореализации федерального проекта по строительству рыбного кластера в Приморскомкрае. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций в него составляетпорядка 40 миллиардов рублей из разных источников финансирования. Определена площадка на восточном берегу Уссурийского залива.Это значит, что рано или поздно вопросы транспортировки, хранения и переработкирыбы на территории Шкотовского района и Большого Камня будут успешно решены. Акак быть рыбакам Светлой, Каменки, Ольги, Моряк-Рыболова,Преображения, Южно-Морского, Зарубино и другихтрадиционно рыбацких поселений?

Без прямых субсидий со стороныкраевого и федерального бюджетов здесь не обойтись. Хотя бы на железнодорожныеперегоны и причалы.

Местные рыбаки планируютподнять эти вопросы на ближайшем (девятом по счету) Международном конгрессерыбаков во Владивостоке. Ожидается, что в его работе примут участие гости изполутора десятков стран дальнего зарубежья и всех прибрежных регионов России(наиболее представительными будутделегации из Приморья, с Сахалина, Камчатки). Рыбаки, ученые, чиновники,курирующие рыбную промышленность, планируют обсудить насущные проблемы вотрасли и привлечь к ним внимание.

– Проблема переработки рыбы исоздания профильных предприятий по выпуску изделий из рыбы являетсяобщероссийской бедой. И по объемам, и по ассортименту, – рассказалкорреспонденту «В» генеральный директор ТИНРО-Центрадоктор технических наук, профессор Лев Бочаров. – Наиболее капиталоемкимипроектами являются строительство новых причальных стенок и подъездныхжелезнодорожных путей, возведение рефрижераторных мощностей с энергоемким оборудованием и выстраиваниелогистических схем. Федеральный центр готов пока взять на себя только вопросысудостроения. У государства есть программы по обновлению флота. Но как быть сдругими составляющими рыбной промышленности? Без них развитие отраслиневозможно. Сейчас на Дальнем Востоке вылавливают почти 3 миллиона тонн рыбы вгод. Но дальневосточной отрасли по силам вылавливать и 4 миллиона. Эторазведанные наукой породы: минтай, лососевые, сайра, сельдь, треска, широкаялинейка беспозвоночных, крабы, креветка и многое другое. А ведь флот можетпойти и на океанический промысел. Весьэтот улов нужно будет осваивать на берегу. Но без посторонней помощи прибрежнуюинфраструктуру не поднять.

Автор: Николай КУТЕНКИХ