Чтобы на работу – с радостью
Довольно распространенная ситуация: человек окончил вуз (порой не один), затратив на обучение кучу денег, и к годам тридцати вдруг понимает: то, чему он учился, чему отдал лет десять своей жизни, ему совсем не интересно.
Владивостокские старшеклассники застрахованы от выбора профессии вслепую
И хорошо, если есть решимость начать свою профессиональную жизнь заново. А если нет? Так и будет он до самой пенсии ходить на ненавистную ему работу, разбивая этим сам принцип своего счастья (помните: с радостью домой, с радостью на работу)…
Чтобы этого избежать, знакомство с многообразием профессий начинается еще в школьном возрасте.
Собственно говоря, школы десятилетиями готовили старшеклассников к выбору профессии: родители и даже бабушки-дедушки нынешних школяров, оканчивая десять классов, имели дополнительно какую-нибудь рабочую специальность (помните дни, заполненные УПК и ПТО?). Правда, прок от этой корочки был невелик – автор этих строк лично по окончании средней школы довеском к аттестату получила специальность «слесарь-ремонтник подвижного состава 2-го разряда» – более ничего не предлагалось. Хотя признаться честно, единственное, от чего я могу отличить буксу, это от рельса.
К профессии готовимся со школьной скамьи
С тех пор ситуация в корне поменялась. Нынешнее образование демонстрирует больший выбор в трудовом обучении школьников. Теперь задача – не дать завтрашнему выпускнику абы какую профессию, а показать ему многообразие рынка труда, помочь определиться со своими же возможностями и желаниями.
– Чаще всего ознакомление учащихся с различными профессиями идет через процесс обучения, – рассказывает начальник отдела общего образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока Людмила Крупина. – Добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества формируется с помощью игр, общественно полезного труда, проведения традиционных классных и семейных праздников.
Возраст перехода от средней школы к старшей для установки на выбор профессии определен не случайно: в этот период ребенок либо ничего о себе не знает, либо, напротив, у него много интересов. Настолько много, что он не знает, на чем сконцентрироваться, чему себя посвятить. Четырнадцать-шестнадцать лет – это возраст проб, возраст первичного профессионального самоопределения.
– В рамках предпрофильной подготовки в школе ведутся курсы, которые помогают учащимся девятого класса определиться с выбором профиля: гуманитарного, физико-математического… Кроме того, для ребят поводятся элективные курсы, в частности, по основам предпринимательства, финансовой грамотности, – рассказывает Людмила Крупина.
Один из способов представить рынок труда – познакомить молодых людей с учебными заведениями города и края. Так, более четырех тысяч выпускников старших классов школ Владивостока в этом году приняли участие в днях открытых дверей ДВФУ, ВГУЭС, МГУ, ТОВВМУ, Промышленного колледжа энергетики и связи, участвовали в фестивале науки на базе ДВФУ.
Около пяти тысяч будущих выпускников побывали на экскурсиях в гидрометеорологическом колледже, военном центре ДВФУ, медицинском колледже, центрах довузовской подготовки ВГУЭС, ДВФУ, Дальрыбвтуза, ТГМУ. Для школяров устраиваются экскурсии на предприятия – на фабрику мороженого, в Ботанический сад, на автозавод «Соллерс», завод «Дальприбор».
Более полутора тысяч учащихся прошли профтестирование в Центре занятости населения, во ВГУЭС, ДВФУ. Как известно, в мире существует более пятидесяти тысяч профессий, однако, несмотря на это многообразие, все эти десятки тысяч делятся на несколько типов. В нас задатки к той или иной профессии (а может, и к нескольким сразу) заложены с рождения. Главное – эти задатки выявить, что специалисты и помогают сделать.
– Профессиональной ориентации школьников служат также мероприятия, проводимые в рамках муниципальной программы «Развитие образования Владивостока на 2014 – 2018 годы», – рассказывает Людмила Ивановна. – Это городские конференции школьников по краеведению, экологии, праву, математике, программированию. На конференциях школьники знакомятся со специальностями, актуальными для города и края, связанными с экономикой, этнографией, искусством, языками стран АТР, историей, правом, экологией, географией, химией.
Еще одно, надо сказать востребованное, направление в профориентации – участие в профильных сменах вузов. В частности, в течение этого года около 900 учащихся владивостокских школ приняли участие в профильных сменах по направлениям: «Туризм – будущее Приморского края», «Экономика – фундамент бизнеса», «Школа дизайна, имиджа и стиля», «К вершинам китайского языка», «Программирование», «Юридические дебаты» и так далее.
Организованы учебно-тренировочные сборы для талантливых детей на базе ДВФУ (физико-математический, историко-филологический, естественно-научный профиль, программирование). Для детей эти смены бесплатны, работу педагогов оплачивает администрация Владивостока.
И, между прочим, вся эта работа приносит результаты: ученики отмечают, что занятия по профориентации помогли им узнать свои возможности, интересы и способности.
Быть тебе большим начальником…
Созданный недавно во Владивостоке центр профориентации школьников «ПроОриента» также призван помочь нынешним школьникам в выборе их будущей профессии.
– Мы не прививаем навыки к какой-либо отдельно взятой специальности. Из тысяч профессий мы помогаем человеку определиться в конкретной, одной, чтобы в будущем он мог не только иметь доход, но и получать удовольствие от процесса труда, от его результатов, – поясняет руководитель центра Лариса Грабовенко. – Существуют три главных принципа выбора профессии: хочу, могу и надо. То есть я могу выбрать профессию сознательно, если я изучу свои способности, склонности и интересы. Для того чтобы найти свое дело, я должен изучить мир профессий и понять, какие требования предъявляет к человеку выбранное мною дело. Сопоставить свои личностные особенности с требованиями к выбранной специальности и понять, какие требования предъявляет профессия именно ко мне.
Кто бы знал, но с помощью специальных программ можно определить даже стремление к карьерному росту.
Например, ты себя вполне комфортно ощущаешь на первой ступени самоопределения «трудовая операция» – печешь булки или штампуешь кирпич и даже доволен своей жизнью. Если ты просто исполнитель, ты можешь работать в трудовой операции хоть всю свою жизнь. Но если ты творческий человек, тебе хочется чего-то большего, у тебя есть талант к управлению, тогда ты можешь вырасти до руководителя предприятия.
– Выявив у ребенка творческий потенциал, мы ни в коем случае не ставим рамки в его профессиональном выборе. Смысл занятий заключается в том, чтобы ребенок самостоятельно определился в своей профессиональной области, а преподаватель-психолог помогает и направляет его в этом. Ну а если творческий потенциал не так сильно проявляется, это означает лишь старт к дальнейшему развитию. Более того, мы направляем ребенка к постоянному развитию, к успешности в жизни. Он должен осознать: если человек развивается, то он может достичь самой высокой ступени в профессиональной деятельности, возможно, даже бессмертия в культуре – стать великим писателем или признанным художником, – уверяет Лариса Грабовенко.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО