Лаосцы слушают, как рис растет…

Автор материала и ее друг отправились в путешествие на велосипедах по Лаосу. Они увидели самобытную азиатскую страну с традиционным укладом жизни и восхитительной природой. Путь велосипедистов лежал вдоль тропы Хо Ши Мина – маршрута, проходившего через Лаос. По нему в свое время из Северного Вьетнама в Южный доставлялись боеприпасы и перекидывались войска.

25 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3559 (91) от 25 июнь 2014
80fcb3d5e64756e7bfaee8556097d773.jpg

Окончание. Начало в номере за 18 июня

С юга на север тропою Хо Ши Мина, прочь от цивилизации

Горные дороги

Переночевав в монастырских стенах,прыгаем на велосипеды – и опять понеслись перед глазами события, характеры,пейзажи. Перед этим азиатским путешествием мы совсем не были велосипедистами –идея купить байки пришла спонтанно, уже на исходе второго месяца похода. И вотза три оставшихся мы проехали больше 5000 км. Велосипеды изменили нашу жизнь.Мы обрели независимость: автобусов не надо, такси не надо. А отелей иресторанов с пятикратными ценами нам и до этого не надо было, ведь наша задача– влиться в реальную жизнь обычных людей. Велосипед дал возможность видетьцелую страну, а не два-три туристических города, кудапривозит иностранцев автобус. Низкая скорость передвижения? Так это плюс! Естьвозможность рассмотреть и прикоснуться к каждому сюжету.

Лаос, признаться, не самая простаястрана для сайклинга (велоспорта). Север слишком уж горист для груженоговелосипеда. Иногда ползешь, карабкаешься по серпантину в гору, кажется, заповоротом уже вниз! Ан нет. Новый виток наверх, наверх. Только забрался, думаешь,на крышу мира, вокруг – горы, внизу – поля, речка. GPS показывает высоту 1300метров, на Пидан, считай, заехал! Переключаешь все скорости, летишь вниз, вушах свистит, слезы брызжут… А через 500 метров дорога опять поворачивает вгору и опять поползли. Так и вкручиваешь часами. И новый подъем, конца которомуне видно.

Дорога – убитая. По ней несутся фурыиз Китая, Вьетнама, Таиланда. У китайских грузовиков часто отказывают тормоза.Хорошо, если никто не попался им на этом горном серпантине. Иногда они улетаютс обрыва или просто скатываются по крутому склону. Водитель, если остался жив,поселяется рядом и строит себе домик из коробок. Ему повезло, если он вез что-то съестное.

Селения в таких горах редки, но естьи выглядят сюрреалистически. На крутых склонах, над обрывами свисают бамбуковыехижины. И все в порядке вещей: детишки бегают, куры расхаживают насамообеспечении. Магазинчики, кафешки…

Даже здесь с общепитом проблемнет. Хорошо развита сеть придорожныхкафе и рыночков. В любом поселке на три дома можно хорошо и дешево поесть.Около доллара стоит добрая порция на человека. Но иногда сложно понять, то лиэто кафе, то ли просто семья обедает на веранде. Ведь вся предпринимательскаядеятельность разворачивается в личных домах самих предпринимателей. Магазины,заправки, парикмахерские, мотоСТО запросто помещаются в передней комнате или водворе. На ночь все это дело закрывается, и хозяева там же ложатся спать.

Люблю повеселиться, особеннопоесть

Нехитрая лаосская кухня состоит, посути, из двух основных блюд. Это так называемое фо – мясной бульон с рисовойлапшой и тонко нарезанной свининой, подается с тазиком различной неведомойтравы, едят его одновременно палочками и ложкой. И липкий рис. Липкий рис –вообще отдельная тема: это специальный сорт риса, который выращиваетсяпрактически только в Лаосе, немного в Таиланде и немного в Китае. А 80 % всеголаосского риса как раз и есть этот хитрый липкий сорт. Варят его на пару всоломенных плетенках. Без соли и вообще без ничего. Едят руками. Подают сразличными мясными, рыбными, овощными, очень солеными или очень острымисоусами, куда этот липкий рис макают. О гречке и остальных крупах никто ничегоне слышал.

Ах, ну конечно, есть еще салат иззеленой папайи. Его бы можно было есть, если бы не эта ужасная тайская рыбнаяпаста. Салат с ней приобретает фантастический вкус тухлой рыбы. Короче, целый месяц, почти каждый день мы елиодин и тот же суп с лапшой. Иногда по дороге срезали банановые цветки с пальм,жарили их с луком и чесноком.

Такжев Лаосе едят насекомых и крыс. Я для зачета пробовала каждый вид. Очень неплохина вкус оказались жаренные в масле кузнечики. На рынках мы видели личинокмуравьев. Продавец советовал пожарить с яйцом. У меня уже загорелись глаза, нонапарник Костя сказал, что не позволит мне переводить продукты.

Особым деликатесом считается эйк. Свиду это обычное яйцо, но внутри – почти сформировавшийся цыпленок. Уже можноразличить крылышки, какие-тоуплотнения. Едят его ложкой из скорлупы. Всех европейцев это блюдо повергает вшок. Хотя непонятно почему. То есть яйца есть можно. И курицу можно. А что-то между никак нельзя – живодерство!

Философия жизни

Вообще, с пищевой промышленностью вЛаосе туго, как и со всякой другой. Все продукты общего потребления завозят изТаиланда, Вьетнама и Китая. Любые сладости, чипсы, напитки, туалетная бумага,сахар, соусы – все, что продается в упаковке, не говоря уже об одежде и каких-тобытовых приборах, практически со стопроцентной вероятностью окажется импортным.За исключением, наверное, единственного наименования местного пива.

Объяснение этой крайней неразвитостии первобытности страны кроется в менталитете. Лаосцы – самые загадочные люди вАзии. А загадка заключается в абсолютном пофигизме и внутреннем спокойствии,некой улыбчивой безмятежности. Зачем куда-то спешить?Зимы никогда не будет, заготавливать ничего не надо, бананы сами растут напальмах. К тому же буддизм говорит о бесконечных перерождениях, значит, и ненадо успевать все сделать за одну жизнь.

Ведь можно было больше работать,провести воду в некоторые районы и снимать три урожая риса на экспорт. А зачем?Хватает и одного. Можно засадить горные районы кофе и чаем, развитьпроизводство хотя бы сахара из тростника, но тогда надо будет работать. А Лаослучше начнет день с бутылочки «Лао биер» и будет дальше экспортировать ценныесорта дерева и немного руды.

Точно гласит старинная поговорка:«Вьетнамцы рис сажают, кхмеры (камбоджийцы) наблюдают, а лаосцы слушают, какрис растет».

 

Автор: Ольга ИВЛЕВА