Ломать – не строить

Чуть более недели назад камера видеонаблюдения в переходе около Покровского парка зафиксировала молодого человека, бесстрашно набросившегося на такую же камеру, расположенную по соседству. Сейчас вандала ищет полиция. К сожалению, этот случай далеко не единичный. Фонари, светильники, фонтаны, кабели, опоры – городское имущество регулярно попадает под горячую руку дикарей, трусливых и малодушных по своей сущности.

25 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3559 (91) от 25 июнь 2014

Городские вандалы разбили болееполутысячи фонарей за два года

Ломать, как говорится, не строить.Разрушать легко, тем более когда никто не видит, исподтишка. А вот строитьприходится сотрудникам МУПВ «ВПЭС». Строить и восстанавливать. Понимают ли этитоварищи, нападающие на фонари под покровом ночи и чувствующие себя королямиположения, насколько ничтожными и жалкими выглядят их поступки в глазах обычныхлюдей? Понимают ли, какой вред наносят не только облику, но и экономике города,в котором живут?

Любопытныехимики

Совсем недавно в фонтан на владивостокскомАрбате снова вылили моющее средство.

– Мы надеялись, что эта тенденция начнет снижаться,то есть народ удовлетворит свое детское любопытство и успокоится, – сетуетЕвгений Демченко, начальник отдела старшего механика МУПВ «ВПЭС». – Однакоэтого не происходит. Периодически в фонтаны бросаются какие­-то порошки, моющиесредства.

Начнем с того, что сам факт попаданиябытовой химии в фонтан приводит к порче электрического оборудования. В каждоммалом фонтане находится 43 светильника. В большом – 115. Плюс работающиеэлектродвигатели. Вода, насыщенная порошком, попадает в электродвигатель,оседает на его поверхностях. После нескольких таких случаев насос запростоможет выйти из строя. Насос стоит от 30 до 50 тысяч в зависимости от марки имощности.

Во-­вторых, после попадания химсредства вводу приходится полностью сбрасывать весь объем чаши фонтана. Операторпроизводит помывку, после чего чаша заполняется заново. Получается тройнойрасход воды. Объем большого фонтана, на минуточку, составляет 160 кубометров. Вмаленьких по 25 кубов. Среднее время заполнения большого фонтана 8-­9 часов.Затраты, понятное дело, колоссальные.

Но главный минус, конечно, заключается втом, что все это время фонтан не работает. Страдает эстетика, уничтожается самасуть объекта – приносить людям удовольствие. И все из-­за нездорового озорства,секунды варварской радости.

Замонеткой

Периодически в чашу фонтана проникаютлюди. Кто-­то из любопытства, а кто-­то из меркантильных интересов – собратьмелочь, которую бросают на удачу.

Люди, которые стремятся залезть в фонтан,зачастую не понимают, что подвергают свою жизнь опасности. Насосы погружены наглубину чаши, находятся под водой. К ним подходит напряжение 380 вольт. Есличеловек ненароком оборвет кабель, последствия могут быть ужасающие.

Но есть и техническая сторона. Следствиемпроникновения людей в чашу фонтана становятся сломанные форсунки, из которыхидет выброс воды. Сломалась форсунка – нужны сварочные работы. Снова приходитсяостанавливать всю систему, спускать воду, проводить сварочные работы и т.д. Этодаже на бумаге читается тяжело, а на деле – просто огромный труд.

Антивандальнаямера

В прошлом году схема работы малых фонтановбыла устроена таким образом, что, если выходил из строя один объект,останавливались все. В эстетическом плане это была настоящая катастрофа. Потомукак любители закинуть бытовую химию в воду атаковали каждую неделю.

– В один фонтан вливали «Фейри», а намприходилось останавливать весь Арбат, – сообщает Евгений Валерьевич. – Впрошлом году мы переложили все кабели и видоизменили систему так, что теперьможем останавливать каждый из пяти фонтанов отдельно. Это специальнаяантивандальная мера. Она дорого нам обошлась, но уже показала своюэффективность. Мы гордимся нашими фонтанами. Жители и гости приморской столицыприходят на Арбат порой специально, чтобы посмотреть на их работу. Объяснения,что кто-­то бросил порошок и нам пришлось их остановить, никого не устраивают.

Зарешеткой

Из­-за активности варваров возникло дажепредложение сделать небольшое декоративное ограждение – решетку или заборчик.

– Многие приходят с детьми, которым доставляетособое удовольствие прикоснуться к воде, побрызгаться. Да еще в жаркую погодупри палящем солнце. Если поставить решетку, то пропадет эстетика, уничтожитсяудовольствие, – отмечает Евгений Демченко.

Решетка – это символ несвободы, показательтого, каковы местные жители. Признак бескультурья. А ведь это совсем не так. Наодного вандала приходится тысяча добропорядочных жителей. Просто деятельностьпоследнего заметнее. Должна ли тысяча страдать ради одного? Ответ очевиден.Предприятие отказалось от подобной идеи.

Бороться с вандалами можно не толькогрубой силой, строгими запретами, решетками и т.д. Иногда эффективен и мягкийподход. Он заключается в том, чтобы постоянно совершенствовать, улучшатьсистему работы фонтанов, не оглядываясь на тех, кто стремится к разрушению,идти своим путем и добиваться успехов.

– Сейчас мы производимзамену насосов большого фонтана на более мощные. Это приведет к тому, чтоизменится сама картинка, – говорит специалист. – Она станет еще ярче, ещенасыщенней. Никакое варварство не может помешать развитию, не дает нам правосложить руки. Вандалы составляют крошечный процент. Отношение подавляющегочисла людей, наоборот, вселяет оптимизм. Возникает желание развиваться,совершенствовать конструкции. Есть надежда, что рано или поздно люди придут кпониманию простой вещи: все, что мы делаем, мы делаем для города, для егожителей и гостей.

Пирворонов

– Вандализм – настоящий бич нашегообщества, – отмечает Дмитрий Макеев, главный инженер МУПВ «ВПЭС». – Городразвивается, строятся скверы, создается освещение. При этом, скажу по опыту, извсех аварий на сетях уличного освещения процентов 60 – это работа вандалов.

Статистика ужасающая. Приведу некоторыеданные. С начала 2012 года и по сегодняшний день на набережной Спортивной гаванибыли разбиты 116 стекол грунтовой подсветки, 45 плафонов, сломаны 24 малыеопоры и деформированы три четырехметровые опоры наружного освещения. В районеспорткомплекса «Олимпиец» сломали 59 малых опор, разбили 70 плафонов идеформировали девять (!) четырехметровых опор. Какую силу надо иметь, чтобывыворотить, согнуть фонарный столб? А главное, зачем?

В сквере Невельского сломали 52 плафона. Всквере Почетных граждан – 14. В сквере Суханова – 23. Сквер Городов-побратимов вообще может считаться лидеромв этом печальном списке. Здесь за два года разбили 44 грунтовых светильника, 73плафона, 62 опоры. Рядом расположен известный владивостокский клуб. Каждуюпятницу, субботу и воскресенье по ночам здесь проходят «дружественные» встречимолодых людей. Есть пословица: лес рубят – щепки летят. А тут другая ситуация:молодежь «рубится» – светильники падают. По утрам сотрудники ВПЭС производятобъезд территории. Ситуацию они комментируют одним словом – кошмар. Иприступают к восстановительным работам.

В целом же за два года вандалы разгромили557 светильников, 12 опор освещения, повредили более трех километровэлектрического кабеля.

– В связи с таким отношением мы сталипеределывать систему освещения скверов, – отмечает Дмитрий Владимирович. – Еслираньше установить опору было делом достаточно обыкновенным, мировая практика впринципе не предусматривает какие-тоспециальные защитные меры, то сейчас мы усиливаем фундамент опор, переделываемкаркасы, ввариваем болты. Тратятся время, средства, оборудование, человеческий ресурс.Более того, создана отдельная бригада, которая ездит по скверам ежедневно.

Кстати, порядок в скверах и парках,который, согласитесь, присутствует, – это пока еще не признак высокойгражданской культуры. Это следствие большого труда рабочей бригады.

– Ремонт одного фонарного столба взависимости от повреждения занимает от четырех часов до трех суток, –продолжает главный инженер.

Горячей точкой по-прежнему остается Покровский парк. Многиели помнят, в каком состоянии он был раньше? Напомню: там стояли светильники,закрытые металлическими корпусами. Сильно их не били, что неудивительно.Изувечить такое сооружение стоило титанических усилий. Но и выглядели они,прямо скажем, сурово. Посмотришь на такие – и сразу возникает вопрос: «Какие желюди здесь живут?». Времена изменились. Сейчас здесь установили декоративныепушкинские фонари. Стало эстетично, приятно, светло. Но на этот свет, каквороны, слетаются вандалы.

Ломают оборудование здесь как порасписанию: день через день. Кто-топросто снимает злость. По-ковбойски стреляют из пневматическихпистолетов по плафонам. Кто-тожелает сделать запоминающуюся фотографию, карабкается на опору. Конструкциявовсе не рассчитана на то, что на нее кто-товзберется. Ее задача – освещение, а не быть постаментом для чьего-то раздувшегося эго.

Немодныйприговор

Страдают подземные переходы. С ними вообщебеда. В переходе на «Покровском парке» светильники бьются постоянно. Болеетого, за два года выжгли 20 метров проводки. В переходе на Суханова разбомбили20 светильников. На «Молодежной», Жигура, 100-летии в общем уничтожили около полусотни.

Есть пешеходный проблемный переход на«Картинной галерее». Там сотрудники предприятия использовали ноу-хау: светильник поместили в металлическийкожух толщиной почти в сантиметр. Но и туда каким-то образом добрались хулиганы-виртуозы – закинули банку из-под пива. Находится, кстати, он высоко.Видно, не обошлось без крепкого плеча товарища, который наверняка подсадил.Лучше бы уроки учили.

– На мировом рынке существуютантивандальные светильники для стадионов, для тюрем, но антивандальные парковые– это нонсенс! – сообщает Дмитрий Макеев. – Во всем мире освещение парков искверов никто даже не думает трогать.

Борьбу с вандалами ведут силамипредприятия. Три подземных перехода в центральной части города оборудованыантивандальными самодельными кожухами. Металл толщиной 5-10миллиметров. В нем прорезается отверстие, куда прячется светильник. Вид,конечно, не праздничный, зато надежно. Зато никто не ломает. Но это исключение,вызванное необходимостью.

А представьте на минутку такойантивандальный светильник в сквере? Да еще поднятый на недоступную высоту, какпрожектор. Вызывается понятная ассоциация со смотровой вышкой в тюрьме. Развеэто хочется увидеть во время променада? Светильник предназначен для приданияэстетического вида, для того, чтобы глаз радовался. Иными словами, дляудовольствия.

Светильник,обшитый металлом, – это приговор. Приговор обществу, показатель не только егобескультурья, но и равнодушия. Ведь зачастую вандалы действуют нагло, на глазаху прохожих. И прохожие отводят взгляд, оставляют все как есть. Обратиться вполицию, сообщить о противоправных действиях – это нормальная гражданскаяпозиция. Стоять в сторонке и не обращать внимания – это путь в никуда. Это путьк паркам со смотровыми вышками, фонтанам с оградкой и фонарям в тяжелыхметаллических кожухах.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ