Чего не хватает искусству?
Перспективы создания арт-кластера России на берегу Тихого океана обсудили представители крупнейших выставочных пространств Владивостока, администрации города и известные деятели искусств.
Культурной и творческой среде города требуется грамотный менеджмент для создания мощнойарт-площадки
Круглый стол, на котором собравшиеся поделились своим видением, чемискусство может быть полезным городу, стал очередным этапом подготовки к ПервомуВладивостокскому урбанистическому форуму, который пройдет в приморской столице поинициативе мэра Игоря Пушкарева.
А есть ли сообщество?
В экономике кластер – это сконцентрированная на одной территории группасвязанных между собой компаний, способная обеспечивать сама себя. А потому и перспективысоздания во Владивостоке арт-кластераорганизаторы круглого стола решили обсудить именно в центре современного искусства«Заря» – на площадке, созданной «по образу и подобию» таких объектов в Москве. Впрочем,по словам руководителя проекта «Заря» Татьяны Козак, полноценным арт-кластером данное пространство называтьпока рано. Непросто оказалось найти и привлечь на окраину города творческие мастерские,способные заинтересовать публику (да и саму публику, кстати, тоже). Однако организаторыиз «Зари» заверили, что уже сделали выводы из допущенных ошибок и работают в нужномнаправлении.
Собственно, диалог известных деятелей искусств города и составил сутьвстречи – организаторам круглого стола важно было понять, существует ли во Владивостокеарт-сообщество и что оно способно дать городу.В большинстве своем эксперты сошлись во мнении: сообщество есть. Теперь главное– его объединить, организовать на одной площадке, создав тем самым арт-кластер. Как же этого добиться? Это иобсуждали за круглым столом. В диалоге приняли участие представители не только«Зари», но и ДВФУ, частной галереи современного искусства «Арка», проектовCreative Spot иConcrete Jungle, крупного издательства «Рубеж» и т.д.
Бизнес и искусство: кто комудолжен?
Эксперты отметили, что для создания арт-кластера необходимо взаимодействие с бизнесом и общественностью.
– Важно, чтобы творческие индивидуальности могли взаимодействоватьне только друг с другом, но с бизнесом, властью и обществом. Опыт других стран показывает:арт-кластер, базирующийся на культурной деятельностирыночного типа, позволяет работать с массовым сознанием не менее эффективно, чемс помощью СМИ. Площадки, подобные «Заре», являются опознавательным знаком городовс творческим образом жизни или, по крайней мере, претендующих на таковой, – сказалВладимир Соколов, директор ООО «Издательско-продюсерский центр «Образ региона».
В связи с этим важно понимать, насколько среднестатистический владивостокскийхудожник или творческий деятель способен взаимодействовать с этими структурами.Или уж лучше ему сосредоточиться на творчестве, а все остальные дела оставить профессионалам?
Мнения участников дискуссии по этому поводу разделились. У некоторыхтворческих объединений, по их собственному выражению, и так все хорошо: со временемони смогли реализоваться в нашем городе, сами найти себе клиентов и теперь имеютпостоянный доход – как, например, команды маркета Creative Spot или проектно-производственноймастерской Concrete Jungle. Другие же признавались, что с продвижением своих проектову них возникали трудности.
Впрочем, и те и другие сошлись в одном: необходим менеджмент высокогоуровня, который сможет организовать взаимодействие людей искусства с обществом ибизнесом. Таким модератором могла бы выступить власть.
Свое видение предложила заместитель главы города Наталья Мальцева.
– Наша практика такова: мы находим людей, болеющих своей идеей, исоздаем для них коммуникационные площадки, где каждый участник обладает равными возможностями, – говорит НатальяМальцева. – Опыт подсказывает, что материальных ресурсов в городе достаточно, авот в плане информационной поддержки люди испытывают существенный голод: не всегдапонимают, куда и как приложить свои усилия. В своей работе мы стараемся выработатьмаксимально прозрачные механизмы взаимодействия с творческими объединениями Владивостока,помогаем им найти деловых партнеров, а также популяризировать их проекты через СМИ.В результате нам удается организовать сотрудничество деятелей искусства с бизнесменами,а также привлечь внимание общественности к творческим и культурным проектам.
Больше города
Создание арт-кластера России на берегу Тихого океана важно не толькодля профильного сообщества, но и для самих жителей Владивостока: грамотное взаимодействиебизнеса и искусства позволит расширить перечень проводимых здесь мероприятий, значительноувеличить их масштаб, а также подготовить местного зрителя к восприятию последнихкультурных тенденций.
Кроме того, арт-кластер повысит инвестиционную привлекательность Владивостока.
– Искусство – это показатель комфортностипроживания в городе. Культура и искусство могут выступать как показатель инвестиционнойпривлекательности, потому что в городе, в котором есть искусство, имеется и всеостальное, – подчеркнул Роман Иванищев, президент Дальневосточной ассоциации рестораторови отельеров.
Наличие во Владивостоке арт-кластера также может заинтересовать и зарубежных гостей,что повлечет за собой увеличение потока въездного туризма в край.
На следующем круглом столе решенобыло обсудить вопросы творческого брендирования города, а также более детально проработатьмеханизмы менеджмента в сфере творчества, чтобы объединить отдельные арт-сообщества на единой площадке к обоюдной пользе длявсех участников процесса.
Автор: Антон ВАЛЬТОН