Куда расти большому городу

На прошлой неделе за круглым столом архитекторы и урбанисты обсуждали вопрос, который, впрочем, затрагивает интересы не только профессионалов. В каком направлении или направлениях должны развиваться архитектура, планировка и в целом территория столицы Приморья – важно для каждого ее жителя. Ведь скверы, улицы, здания, мосты, дороги – это та самая среда, в которой обитает горожанин.

28 май 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3544 от 28 май 2014

Профессионалы обсуждают градостроительныеперспективы приморской столицы

Стало тесно

Впрочем, такой глобальный вопрос, какконцепция генерального плана города, рассматривается не каждый день. Чащевносятся изменения непосредственно в генплан. Поводом для пересмотра градостроительнойстратегии стали те изменения, которые произошли с Владивостоком за последниепару лет. В первую очередь поменялся его статус. Концепция генерального планаприморской столицы должна учитывать особое значение города как транспортно-логистическогоцентра в АТР.

– Мы хотели бы услышать ваше мнениеотносительно тех направлений, в которых Владивостоку нужно развиваться. Мызаказали разработку концепции генерального плана, в которой хотим видетьосмысление нового подхода к этому документу. Необходимо посмотреть, кудаВладивосток может двинуться с полуострова Муравьева-Амурского,– обратился к экспертам первый заместитель главы города Алексей Литвинов.

Первый вице-мэротметил, что географическое расположение города крайне выгодно с точки зрениярасположения внутри транспортных логистических путей. С другой стороны, мы«заперты» на полуострове: с юга – море, с запада и востока – заливы, с севера –лесничество. Очевидно, что создать комфортные условия проживания для населения в миллион человек в этих условияхкрайне сложно. Уже сегодня предприниматели называют землю самым дефицитнымресурсом, необходимым для развития бизнеса. А следовательно, и экономикигорода. Есть вопросы и по жилищному строительству. Поэтому необходиморассмотреть возможность движения города за пределы полуострова. Например, надругую сторону Амурского залива, где расположен поселок Береговое, который,кстати, относится к Владивостокскому городскому округу.

– У нас есть видение Владивостока кактранспортно-логистическогоузла, который должен стремиться к мировому уровню. Мы находимся в Азии, и еслиРоссии и участвовать в торговых отношениях в этом регионе, то логично делатьэто через Владивосток. Здесь пересечение морских путей, железнодорожных,воздушных. Поэтому мы хотели бы услышать ваше мнение именно в таком плане: кударазвиваться Владивостоку в масштабах межгосударственных отношений? – сказалАлексей Литвинов.

На Песчаный

Обсуждение перспектив и направленийбыло достаточно бурным. Как вариант расширения границ города – освоениетерритории в районе мыса Песчаного, строительство моста к этой точке.

–Мы с вами не можем сегодня определить: Владивосток – это город-герой? Город воинской славы?Или это город рыбаков и моряков? Или логистический центр? Не нам это решать,город сам решит. Нам надо создать условия для того, чтобы город жил и дышал!Появление моста на Песчаный – не вижу в этом принципиально ничего плохого. Этопривлечет за собой децентрализацию расселения, что само по себе нужноприветствовать. Это усилит и разовьет находящиеся вокруг поселки и малыегорода. А проблема малых городов сегодня одна из общенациональных. Вопрос втом, как использовать территорию, – сказал Владимир Смотриковский, директорФГБУ «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологическийинститут по строительству РААСН», профессор, кандидат архитектуры.

Рассматривая идею строительствамостов и автодороги, некоторые участники круглого стола затронули темуэкологии, поскольку планируемые магистрали могут проходить через лесные массивы.«Не вижу в мостах ничего плохого, уверен, что при условии применениясовременных технологий не пострадает ни природа, ни барсы, и нам надо найтитакие технологии», – заметил профессор.

Дмитрий Климов, директор Центральногонаучно-исследовательскогои проектного института по градостроительству РААСН, добавил, что вопросамиэкологии нужно заниматься комплексно. «Мы всегда говорим об устойчивомразвитии, но забываем, что оно базируется на трех составляющих: социальной,экономической и экологической. И если мы живем в бараках, при этом у насхорошая экология… Замечательно. Но потом будет социальный взрыв, и от этоговсего ничего не останется», – отметил эксперт.

Мегасити, мегапорт

Специалисты предложили при разработкеконцепции учитывать и политические реалии. Главный архитектор ОАО «ДНИИМФ»,советник РААСН Александр Котляров подчеркнул:

–Сейчас между Россией и Китаем планируется много проектов. Есть идея расширитьжелезнодорожную сеть между РФ и КНР. Так почему бы не сделать это черезВладивосток? К тому же еще в период саммита АТЭС корейские специалистыпредлагали строительство высокоскоростной дороги через Южную и Северную Корею,через Владивосток с выходом на Москву. Это повлекло бы за собой и укреплениепозиций города. Если мы говорим о международном порте Владивостока вгеополитических условиях нового времени, то нужно искать новые территории,формировать агломерацию. Сейчас и правительство говорит о возросшей ролиВладивостока, о значимости политики на востоке. Здесь нужен мегапорт. Перевалкагрузов через морской порт и железную дорогу должна возрасти в разы! Это всенужно учитывать при разработке концепции генерального плана новогоВладивостока, мегасити Владивостока. Именно об этом нужно сегодня говорить.

Отметим, что круглый стол сталочередным этапом подготовки к Первому Владивостокскому урбанистическому форуму,который пройдет в приморской столице по инициативе мэра Игоря Пушкарева.

– Мы соберемся еще не раз и не два,чтобы обсудить, что получается с концепцией. Очевидно, что необходим новыйподход к развитию Владивостока, – подвел итог круглого стола вице-мэрАлексей Литвинов.