Территория скандала
Сегодня это учреждение культуры не способно провести на должном техническом уровне эстрадный концерт или международный джазовый фестиваль без помощи извне. О неблагополучной моральной обстановке в филармонии музыканты Тихоокеанского симфонического оркестра неоднократно информировали полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, вице-губернатора Ирину Василькову, курирующую культуру в Приморье, главу краевого департамента культуры Анну Алеко и депутатов ЗС. Но артистов тогда не услышали. В свое время «В» рассказывал об этих проблемах.
Приморская краевая филармония осталась без звукового оборудования после увольнения ее директора
В обход баланса
Скандал разразился вначале апреля, когда по окончании срока контракта с администрацией края был уволендиректор филармонии Алексей Макаренко, возглавлявший учреждение культуры 12 лет.После чего был объявлен конкурс на освободившуюся должность, где в лидеры вышлапредприниматель с многолетним стажем в местном шоу-бизнесе Валерия Заруцкая. Предложеннаяею концепция развития филармонии получила одобрение членов общественного советапо культуре при губернаторе Приморья.
Тем не менее сегодняПриморской краевой филармонией руководит и.о. директора Роман Шестаков, работавшийздесь еще при господине Макаренко. А госпожа Заруцкая была назначена на должностьзаместителя директора филармонии по развитию.
Казалось бы, после кадровойротации скандальная обстановка в храме культуры должна устаканиться. Но все тольконачалось! После смены руководства вдруг выяснилось,что филармония осталась практически без звукового и светового оборудования. Какрассказали «В» ее сотрудники, по распоряжению экс-директора аппаратура списываласьи вывозилась в спешном порядке, особенно активно последние полтора месяца до егоотставки. При этом материальные ценности списывались внутренней комиссией, можносказать, «междусобойчиком». Без привлечения специалистов из департамента культуры,краевого департамента земельных и имущественных отношений. И без составления актовутилизации, как того требуют соответствующие инструкции. При такой анархии в «утиль»могло попасть все что угодно. И концы этой бесконтрольной «утилизации» теперь труднонайти.
В 2007 году, когда филармониятолько начала свою деятельность после капитального ремонта, компания «Сибтеатр-монтаж»из Новосибирска поставила ей звуковое и сценическое оборудование. Дальнейшая судьбаэтой аппаратуры сегодня неизвестна. На балансе филармонии она не стояла. Но об этомчуть ниже.
– Мы послали запрос вфирму, которая поставляла оборудование, и надеюсь, картина прояснится, – говоритВалерия Заруцкая.
По словам техников филармонии,звуковой аппарат, имеющийся сегодня в наличии, годен только для озвучки сельскогоклуба. И не способен качественно поддержать звуковое оформление эстрадного концертаили выступление рок-группы. Для справки: на данный момент мероприятия в филармонииозвучивает видавший виды акустический комплект Dynacord.
– Чтобы провести традиционныймеждународный джазовый фестиваль, запланированный на ноябрь, мы будем вынуждены арендовать аппарату частных компаний, – призналась замдиректора по развитию.
Арендовать – значит отдатьчужому дяде деньги, заработанные филармонией, которые можно было бы потратить наиные цели. Но и это еще цветочки! Как выяснилось, оставшаяся звуковая и световаяаппаратура не стоит на балансе этого учреждения культуры и никогда не стояла. Тоесть де-факто колонки, усилители, клавиши, барабаны Sonorи прочая мишура, которую не успели списать, имеются в наличии. Их можно потрогатьи даже включить. И в то же время де-юре онине существуют.
Вот она была и нету!
После такого сенсационногооткрытия в филармонию нагрянула комиссия из краевого департамента культуры, дабы произвести инвентаризацию. Впервые за12 лет. Проверяющие работали не только вздании скандального очага культуры, но и в помещениях, арендуемых филармонией. Иэто принесло свои плоды. Например, на складе, расположенном на территории автобусногопарка на улице Коммунаров, члены комиссии обнаружили разобранную сцену в виде штабелейиз оцинкованных труб и около десятка запыленных ящиков со звуковыми колонками. Увиденноеревизоров не впечатлило: они рассчитывали на иную, более масштабную картину. И,как пояснил корреспонденту «В» сотрудник филармонии, присутствующий при «обыске»,так бы оно и было, если бы комиссия нагрянула сюда на неделю раньше.
– Аппаратура была, ноее вывезли, кто и куда – неизвестно. Доступ на склад не был ограничен, – рассказалинформированный собеседник.
И если с разобраннойсценой было все понятно (она числилась на балансе филармонии), то с колонками вышлазагвоздка: на них претендовал техник-звукооператор филармонии Юрий Мишин. По егословам, это его аппаратура, которую он хранил на складе по согласованию с бывшимдиректором филармонии. Но никаких документов, подтверждающих сей факт, Мишин непредставил.
Склад был опечатан, чтобынеизвестные личности не вывезли остатки аппаратуры.
– Часть оборудования,которое находилось на складе, действительно принадлежит Приморской краевой филармонии,но есть и чужое имущество. Хотя стороннее оборудование изначально не должно тамхраниться. Поэтому все, что обнаружено при инвентаризации, мы обязаны поставитьна баланс филармонии, – так прокомментировал ситуацию с выявленными на складе «излишками»Роман Шестаков.
Вернут ли аппаратурухозяину, если он вдруг представит на нее документы, и почему инвентаризация проводитсяв отсутствии бывшего директора филармонии, когда он уже уволился и выехал за пределыВладивостока, и.о. директора объяснять не стал. Мол, эти вопросы не ко мне. В тоже время признал, что «со стороны департамента культуры к нам были и есть определенныезамечания по списанию аппаратуры. Поэтому мы с ними разбираемся, чтобы расставитьвсе точки над «i».
Надо найти ответы
– Сейчас важно определить,какой статус был у аппаратуры, которую вывезли из филармонии. И если она действительнопринадлежала бывшему директору, как утверждают его представители, то почему онанаходилась в филармонии? Если аппаратура приобреталась на внебюджетные средства,то есть за деньги, заработанные филармонией, то почему ее не ставили на баланс?Это тоже нужно понять. Вопросов много, и на все надо найти ответы, – рассказала«В» Валерия Заруцкая.
Вопросов действительномного. Два года назад филармония приобрела микроавтобус Hyundai Grand Starex Vin. По крайней мере, так утверждаютее сотрудники. Об этой покупке Алексей Макаренко тогда рассказывал каждому встречному.Хвастался, мол, теперь мы будем чаще выезжать с концертами в районы. Сегодня подокументам хозяин этого авто – один из техников филармонии. И филармония арендуету него машину за 50 тысяч рублей в месяц. И это ни для кого не секрет...
Или, к примеру, на первомэтаже филармонии находится кафе Presto, которое платило за аренду всего 30 тысяч рублей вмесяц! Согласитесь, за благоустроенное помещение в центре города, которое к томуже приносит неплохой доход, это копейки.30 тысяч «деревянных» – такова цена съемной однокомнатной квартиры где-нибудь наулице Светланской или на Адмирала Фокина. И за все семь лет работы кафе «Престо»никто из вышестоящего краевого начальства не заинтересовался, на каких условияхсуществовало это питейное заведение в Приморской краевой филармонии в течение семилет. Говорят, что глава краевого департамента культуры была его завсегдатаем. Поэтомутрудно поверить, чтобы она хоть раз не задалась этим вопросом...
– Филармония имеет правосдавать помещения, но только по согласованию с департаментом земельных и имущественных отношений. В настоящее время у насимеется договор аренды на площади, на которых расположены барные стойки, холодильникии помещение кухни кафе «Престо» (получается, что площадь помещения, на которой расставленыстолики для посетителей, в стоимость аренды не входила и служила своего рода бонусом.– Прим. авт.). Согласно письму из департаментаземельных и имущественных отношений средняя стоимость аренды нашего помещения составляетболее 700 рублей за квадратный метр в месяц. Кафе «Престо» арендовало площади заменьшую стоимость, – рассказал «В» и.о. директора филармонии.
Как стало известно «В»,на данный момент договор аренды с хозяевами «Престо» расторгнут. Но пустующие площадина первом этаже филармонии будут сдаваться в аренду и в дальнейшем, но уже по реальнымрасценкам и только после аукциона. Кстати, к ресторану «Порто-Франко», который находитсяв полуподвальном помещении филармонии, претензий у проверяющих нет.
Инвентаризационная комиссиядолжна завершить работу не позднее 26 мая. После чего в филармонию зайдут аудиторы,дабы досконально проверить финансовые дела этого учреждения культуры. Коллективфилармонии надеется, что все точки над «i» будут наконец-то расставлены. Пусть даже с привлечениемправоохранительных органов и прокуратуры.
P.S. В светепоследних событий недвусмысленной видится оговорка Светланы Орловой, бывшей на тотмомент полномочным представителем СоветаФедерации в Госдуме. Она была приглашена на торжества по случаю открытия Большогозала Приморской краевой филармонии после 4-летнего ремонта. Дело было в июне2007 года. В своем торжественном спиче, отмечая личное участие тогдашнего губернатораПриморья Сергея Дарькина в ремонте учреждениякультуры, Светлана Юрьевна громогласно заявила что «вся Фемида будет ему благодарнане один десяток лет». Она конечно же имела в виду Терпсихору и не придала значениясвоей оговорке. Но слово – не воробей. Как говорится, напророчила... Пусть не кДарькину, но к филармонии у Фемиды вопросы, похоже, появятся.
Автор: Сергей КОЖИН