ОБОРОТНАЯ СТОРОНА СТРОИТЕЛЬНОГО БУМА
За последние годы во Владивостоке резко сократился объем строительного производства. Тысячи строителей либо пополнили ряды безработных, либо вынуждены были сменить профессию. Объяснялось это и объясняется одним - нет денег. И... вдруг на многих улицах города замелькали стрелы автокранов, другая строительная техника. Нашлись, оказывается, крупные ассигнования на прокладку подземных переходов, реконструкцию автомагистралей, оборудование транспортных развязок.В отчете о встрече В. Черепкова с ветеранами города газета “Приморье” извещала, что благодаря выдающимся заслугам мэра “зашевелилась строительная отрасль, и не только во Владивостоке, но и в Уссурийске (у нас работают их мостостроители), Хабаровске (здесь два завода ЖБИ подняли голову), Красноярске (их завод готовится поставить нам мостовые формы). Другая власть под фанфары встретила бы этот марш созидателей...”Вряд ли, однако, следует бить в литавры. Полезно, видимо, серьезно разобраться, строим ли самое полезное населению, каковы качество и себестоимость возводимого, откуда взялись деньги.
За последние годы во Владивостоке резко сократился объем строительного производства. Тысячи строителей либо пополнили ряды безработных, либо вынуждены были сменить профессию. Объяснялось это и объясняется одним - нет денег. И... вдруг на многих улицах города замелькали стрелы автокранов, другая строительная техника. Нашлись, оказывается, крупные ассигнования на прокладку подземных переходов, реконструкцию автомагистралей, оборудование транспортных развязок.
В отчете о встрече В. Черепкова с ветеранами города газета “Приморье” извещала, что благодаря выдающимся заслугам мэра “зашевелилась строительная отрасль, и не только во Владивостоке, но и в Уссурийске (у нас работают их мостостроители), Хабаровске (здесь два завода ЖБИ подняли голову), Красноярске (их завод готовится поставить нам мостовые формы). Другая власть под фанфары встретила бы этот марш созидателей...”
Вряд ли, однако, следует бить в литавры. Полезно, видимо, серьезно разобраться, строим ли самое полезное населению, каковы качество и себестоимость возводимого, откуда взялись деньги.
Вся финансовая система нашего краевого центра покрыта мраком секретности. Неоднократные попытки провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности мэрии не увенчались успехом. Ее руководители не допустили к проверке сотрудников контрольно-ревизионного управления Минфина РФ по Приморскому краю, не представили ему документы для ревизии по прокурорскому предписанию и даже - по распоряжению заместителя председателя федерального правительства Абдулатипова.
Выступая по приморскому радио, наш мэр утверждал, что никто вообще не может входить в органы местного самоуправления ни с какими проверками. Обращаясь к прокурору края, он говорил: “Если я нарушил что-то и вы имеете такие данные, возбуждайте уголовное дело и, пожалуйста, проверяйте все что угодно”. Но даже после того, как уголовное дело было возбуждено, он опять показал ревизорам от ворот поворот. Как и положено по закону, органам следствия пришлось доставать для проверки финансовые документы силовыми методами. Руководители города подняли по этому поводу большой шум.
То же произошло, когда судебные приставы арестовали ряд банковских счетов мэрии, чтобы в принудительном порядке заставить ее погасить свою задолженность в соответствии с решениями судов.
Выступая по радио после всего этого, Черепков говорил: “Ну и что, что суд решил, да он в России сколько перестрелял”. Это не что иное, как попытка посеять недоверие к органам правосудия. Причем это были не просто слова. Мэр грубо нарушает решения суда.
Почти 4 месяца назад вступили в силу несколько решений арбитражного суда, обязавших мэрию погасить свою задолженность за выполненные работы строительно-производственной фирме “Владстройзаказчик” в общей сложности 23,3 миллиарда рублей. До сих пор она не перечислила фирме ни одной копейки в соответствии с этими решениями. Судебная же тяжба по этим долгам длится уже около года. Четырежды иски фирмы рассматривали краевой арбитражный суд, дважды - федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа. Все они пришли к одному и тому же решению - взыскать с мэрии указанную сумму.
Вдруг Черепков заявил: “Я этой фирме ничего не заказывал”. В действительности же дело обстоит далеко не так. Покажу это на примере 16-этажного монолитного жилого дома, который воздвигается на улице Стрелковой и был в свое время включен в инвестиционную программу Владивостокского городского совета народных депутатов. Его же включили в инвестиционный договор программы города на 1996 год, заключенный между городской администрацией и фирмой “Владстройзаказчик”. Трудно объяснить заявление Черепкова, что он не заказывал фирме строительство этого дома. Ведь на проекте инвестиционных намерений мэрии есть его собственноручная подпись. А в одном из выступлений, когда строительство уже велось полным ходом, он даже обещал все 64 квартиры продать медикам по сниженным ценам с учетом того, что квартиры в монолитных домах обходятся значительно дешевле.
К сожалению, строительство дома было приостановлено из-за прекращения финансирования, а оплачивать произведенные уже работы мэрия не стала. Таким же образом мэрия отнеслась к оплате по многим другим проектам. Потому-то судебные органы обязали мэрию перечислить фирме “Владстройзаказчик” в общей сложности 23,3 миллиарда рублей, в том числе 4,7 миллиарда за строительство дома на Стрелковой улице. (Эти и последующие цифры приводятся в старых ценах.)
Что строится?Любой здравомыслящий житель Владивостока положительно ответит на вопрос, нужны ли городу подземные переходы, согласится, что мост через бухту Золотой Рог сыграл бы весьма важную роль, пришелся бы ко двору даже метрополитен, не говоря уже о приведении в порядок улиц и дорог. Но ведь по одежке протягивают ножки. Все зависит от наличия финансовых ресурсов.
В создавшихся условиях во Владивостоке прежде всего следует финансировать строительство объектов тепло- и водоснабжения, канализации и, разумеется, охраны здоровья. Наша мэрия избрала совсем другие приоритеты. Она зачастую исходит из политических соображений, стремится любой ценой завоевать голоса своих потенциальных избирателей. То вводит бесплатный проезд для всех без исключения на пассажирском электротранспорте, теряя на этом многомиллиардные доходы. То в зимнее время в авральном порядке чуть ли не круглосуточно прокладывает подземные переходы, реконструирует транспортные магистрали, идя на прямое удорожание проводимых работ. И делает это без соответствующей экспертизы проектно-сметной документации, без надлежащего технического надзора.
Подобная штурмовщина пагубно сказывается на качестве работ, порождает злоупотребления. Уже выявлены многочисленные приписки произведенных работ. Тревожит и то, что в городе свернуто строительство на важнейших объектах жизнеобеспечения.
Владивосток испытывает острый недостаток воды. Она сутками не поступает во многие дома, а строительство так называемой Пушкинской депрессии остановлено. Здесь пробурено 25 скважин глубиной в 100 метров, проложено 60 км водоводов с переходом дюкером через реку Раздольную. На территории Подгородненки построены здания водонасосной станции и электроподстанции, 2 резервуара для воды емкостью по 17 тысяч кубометров. На это затрачено 250 миллиардов рублей. Значительная часть сделанного разрушается.
Прекращено строительство третьего водовода от Артемовского гидроузла, который позволил бы полнее использовать запасы этого крупнейшего у нас водохранилища.
Прекращено строительство и очистных сооружений, хотя ежедневно в Амурский залив и бухту Золотой Рог сбрасываются без очистки сотни тысяч кубометров сточных вод, причиняя огромный ущерб экологии Владивостока.
Прекращены работы на многих других объектах. В настоящее время во Владивостоке не строится ни одна школа, больница, поликлиника. Более того, брошены возведенные здания 2 крупных школ и 2 детских садов, подведенных под крышу. Отделочные работы там не ведутся. Общий объем незавершенного строительства в городе составляет почти 700 миллиардов рублей.
ШтурмовщинаШтурмовщина всегда пагубно сказывалась на качестве строительства, вела и ведет к лишним затратам. Скажем хотя бы, как сооружалась автомагистраль на улице Вилкова. Начиналось здесь все в полном соответствии с генеральным планом города. Были снесены частные домики, владельцы которых получили 23 квартиры. Под земляное полотно дороги отсыпали почти 60 тысяч кубометров земли. Смонтировано 530 погонных метров подпорной стены, переложено 900 метров водоводов, 530 метров ливневой и 720 метров фекальной канализации. Одновременно велись работы по перекладке тепловых сетей.
В 1995 году прекратилось финансирование и строительство этого объекта, а в третьем квартале прошлого года мэрия устроила здесь настоящий аврал. В короткие сроки автомагистраль была введена в строй. По этому поводу началось неимоверное восхваление В. Черепкова: дескать, спасибо мэру за этот подарок (хотя замечу, что все стройки в городе ведутся не за личные деньги мэра, а за счет налогов, за счет самих горожан. Так кто и кому должен говорить “спасибо”?). Оно с каждым днем усиливалось по мере ускорения прокладки подземных переходов. Так начинался большой черепковский строительный бум.
Строят действительно быстро, но... плохо, с грубыми нарушениями технологии. На той же улице Вилкова не выдержаны планировочные отметки, не проложены тротуары, не оборудована зеленая зона, не уложены бордюры, не смонтировано уличное освещение. Да и асфальтовое покрытие произведено без предусмотренного проектом слоя песка и щебня.
Мэрия увлеклась расширением проезжей части дорог за счет тротуаров. Создавая удобства автомобилистам, значительно ущемляют интересы пешеходов. Безбожно вырубают зеленые насаждения. Во многих местах укладывают асфальт без прокладки ливневой канализации, что в условиях нашего города ни в коем случае делать нельзя.
За счет чего сегодня строим?Архиважно снять пелену секретности и сделать достоянием гласности истинные источники финансирования строительного бума В. Черепкова. На днях он говорил, что подземные переходы прокладываются не за счет городского бюджета, а на деньги предпринимателей, которым эти переходы передаются в собственность для организации там торговли. Уже затрачены многие миллиарды рублей на их сооружение, но мэр не назвал ни одной фамилии этих предпринимателей и ни одной суммы, которую они вложили в это строительство.
Нет и не может быть оправдания тому, что, щедро финансируя перечисленные стройки, мэрия не выделяет деньги на питание детей Дома младенца. Нет и не может быть оправдания, что станция скорой неотложной медицинской помощи не получает денег даже на бензин и лекарства, без чего не может спасать тяжелобольных от верной смерти. Нет и не может быть оправдания тому, что практически прекращено финансирование жилищно-коммунального хозяйства, не ремонтируются дырявые крыши. Поистине преступно за счет всего этого устраивать строительную показуху.
Автор: Арон СТОНИК, старейший журналист Приморья