На «Чайковский-марафон» собрали лучших
Уникальная акция «Чайковский-марафон» прошла в театре оперы и балета. Более чем за 4 часа лучшие молодые пианисты России Екатерина Мечетина, Алексей Володин, Борис Березовский и Филипп Копачевский сыграли четыре фортепианных концерта Чайковского – в день рождения великого композитора (по старому стилю).
Играть воВладивостоке лучше, чем в Бразилии, считают знаменитые музыканты
Выступление в одном залечетырех исполнителей такого уровня – событие почти невероятное.
– Почему я согласился принятьучастие в марафоне? – удивился Алексей Володин. – Да потому что много лет ямечтал о том, чтобы сыграть в один вечер все фортепианные концерты Чайковского,и даже думал, как бы осуществить этот проект, а тут поступает предложение отАнтона Лубченко. Как же можно не согласиться?
– О Приморском театре оперы ибалета идут восторженные разговоры в культурной среде по всей России, –добавила Екатерина Мечетина. – Многим музыкантам очень хочется увидетьсобственными глазами и эту сцену, и техническое наполнение театра, и рояль – вобщем, все. Я не исключение. Мне было интересно, как же здесь, в театре, насамом деле, – так ли, как рассказывают. И когда мы с Антоном Лубченкопознакомились на просторах Интернета – на страничке одной из социальных сетей(как нынче это часто случается) и потом от него поступило предложение принятьучастие в акции «Чайковский-марафон», я согласилась сразуже.
Должна сказать, что ни театр,ни город, ни публика не разочаровали меня. Я не первый раз во Владивостоке, этомой третий приезд в город – в 2009 году и чуть раньше я была у вас. И знаю, кактепло у вас принимают музыкантов. Но когда после моего сольного концерта (онсостоялся накануне марафона. – Прим. авт.) зал встал на аплодисментах, когда мне сказали,что люди специально приехали из Находки, из Уссурийска, не могла сдержатьрадости и удивления. Это очень приятно и очень вдохновляет.
Вообще, я обожаю играть соркестром, это мой любимый вид музицирования. Считаю, что самый сложный жанр вмоей профессии – сольный концерт, а самый приятный – камерная музыка. Нособрать музыкантов для камерного исполнения всегда очень сложно, у нас у всехсвои графики выступлений.
– К слову, о графиках. Для всехучастников марафона частые перелеты и переезды, смена часовых поясов –привычное явление. Есть ли какой-тосекрет, как прийти в себя перед концертом? Или вас музыка взбадривает?
Алексей Володин: – Конечно, музыка взбадривает. Но дело еще и втом, что до концерта нужно дожить и хорошо поработать на репетиции. А вот чтобыи на репетиции не чувствовать себя вяленой рыбой, нужен хороший желудок издоровый сон. А вот как хорошовысыпаться – тут уже у всех свои секреты. Лично мой прост: хорошо поработаешь –хорошо устанешь – хорошо уснешь – значит, опять будешь хорошо работать. Хотя,замечу, для хорошего сна и японское сакэ иногда очень полезно.
Екатерина Мечетина: – Кстати, может и фармакология пригодиться – чтобывыспаться, приходится порой принимать снотворное. Но лично мне путешествия навосток всегда даются легче. Не потому, что мне так уж легко встать, когда вМоскве еще только ложатся спать, а потому, что концерт, к примеру воВладивостоке, начинается как раз тогда, когда в Москве полдень, то есть вполнерабочее время.
Гораздо хуже в обратную сторону.Помню свои ощущения в Бразилии, там традиция начинать концерты примерно в 21час, а в Москве это около четырех утра, вот это очень тяжело, хочется ущипнутьсебя. Но, с другой стороны, нас никто не заставлял выбирать такую профессию.
– У нас в городе есть академия искусств.Что бы вы сказали студентам-музыкантам,как бы приободрили их, мечтающих о славе?
Алексей Володин: – Хороший совет дал однажды Ленин: учиться,учиться и еще раз учиться.
Екатерина Мечетина: – А я бы сказала, что учиться умеют многие, но, ксожалению, в творческой профессии этого явно недостаточно. И если мы вынесем заскобки талант, потому что тут уж как кому повезло, то нужно будет главное:безграничная вера в себя. Если ты в себя не веришь, никто в тебя не поверит.
Конечно, важно многое:трудолюбие, усидчивость, педагог, у которого ты учишься, способность к общениюс людьми – словом, целый набор факторов. Но без веры в себя не обойтись.
И еще хочу сказать: у каждогосвой путь. Когда-то мне хотелось, чтобы каждыйвеликий музыкант, актер честно написал книгу о том, как он добивалсярезультатов в карьере, не в творчестве, а именно в карьере. Но я понимаю, чтоэто абсолютная утопия.
– Екатерина, оказывается, вы любитемузыку The Beatles. А что еще звучит в вашей машине, в доме?
Екатерина Мечетина: – Да, я люблю эту группу, это чистая правда. Дляменя музыка делится не на жанры, а на хорошую и плохую. И слушаю я хорошую. Зарулем – чаще радио «Орфей», приятно, что такое у нас есть. Слушатьакадемическую музыку за рулем сложно, она отвлекает от дорожной ситуации,поэтому предпочитаю хороший джаз, рок. А вот дома я часто слушаю то, что мненужно по работе, знакомлюсь с новыми произведениями, которые мне предстоитисполнять.
Алексей Володин: – Соглашусь со словами Кати по поводу плохой и хорошеймузыки. Очень важно, чтобы каждый человек нашел для себя хорошее в любоммузыкальном жанре – от джаза до шансона – и наслаждался этим. Для меня хорошаямузыка как для слушателя – та, что может вас тронуть, растрогать. И даже когдая выступаю как исполнитель, стараюсь увлечь слушателя на эмоциональном уровне.Музыку надо воспринимать душой, а не разумом. Да, я говорю не как профессионал,а как любитель, и не стесняюсь этого.
– О вас как об исполнителе, Алексей,говорят так: он обладает своим собственным стилем, не рассчитанным на внешнийэффект.
– Ничего не могу сказать поэтому поводу, поскольку со стороны во время концерта себя не вижу. Я всю жизньпросто занимался музыкой и исполнял ее так, как считал нужным.
Мне не кажется, что виртуозноеисполнение – это главное. В музыке нужно найти содержание и показать егозрителю.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ