Кто остановит большегруз
29 апреля в Надеждинском районе, на гострассе Владивосток – Уссурийск, произошло курьезное ДТП, чудом не ставшее трагическим. Загруженный пивом «Стрендж-Лайнер», припаркованный на обочине, сорвался с ручного тормоза и, набирая скорость, покатился вниз по дороге. А в это время его водитель стоял в очереди за пирожками в кафе «Минутка». Неуправляемая многотонная машина, пролетев несколько десятков метров, перескочила через леера и уперлась мордой в грунт. К счастью, «Стрендж-Лайнер» никого не зацепил...
В 2013 годуводители большегрузных автомобилей совершили около 1500 нарушений ПДД на дорогахкраевого центра
Между молотом и наковальней
О проблемах, которыесоздают большегрузные автомобили на дорогах края, мы рассказывали в одном из предыдущихномеров нашей газеты (см. «В» за 23 апреля, публикация «Дороги, которые мы убиваем»).Сегодня мы вернулись к этой теме по просьбе… самих водителей большегрузов.
Через три дня после выхода«В» с вышеназванной публикацией в редакцию пришло письмо от водителей одного из местных автотранспортныхпредприятий. Послание было без подписи, как пишут его авторы, «по вполне понятнымпричинам». По их словам, ситуация с проверками большегрузов сотрудниками Госавтоинспекции,описанная в материале «Дороги, которые мы убиваем», соответствует действительности.
– Перегруженные машиныгоняют по дорогам Приморья круглые сутки, нередко создавая аварийные ситуации. Этоправда. Но в данном случае мы находимся между молотом и наковальней. С одной стороны,начальство заставляет выходить в рейс на перегруженной машине: для коммерсантовлишняя тонна груза – это деньги. А водитель за отказ от поездки может лишиться работы.С другой стороны, есть закон, который позволяет инспектору ГИБДД задержать машинуна неопределенное время, если есть перегруз или негабаритный груз. Мы понимаем,что, выезжая на трассу с перегрузом, нарушаем правила дорожного движения. И подвергаемриску себя, других водителей и пешеходов.Тем не менее приказ начальства – для нас закон. Вот и вертись как хочешь, – пишутавторы письма. И вертятся, правда, до порыдо времени…
Напомним, что контрольнад перевозками крупногабаритных грузов должны осуществлять инспектора ГИБДД напунктах весового контроля, стационарных и передвижных. Где проверяют вес и габаритыавтотранспорта на соответствие требованиям ПДД.
Отдых необходим как воздух
Что касается водителей,авторов письма в редакцию «В», то их порыв понять можно: люди хотят работать и зарабатыватьчестно. Не рискуя ни грузом, ни заработком, ни собственной жизнью. Сегодня на территории России действует «Положение обособенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденноеприказом Министерства транспорта РФ от 20 июля 2004 года № 15. Данные нормативысоответствуют Трудовому кодексу РФ. Маловероятно, чтобы руководители автопредприятийзнакомили своих водителей с этим документом. Потому что им это невыгодно: грамотныйработник опасен. Между тем в этом положении черным по белому прописано, что «ежедневнаяпродолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов».А время ежедневного (суточного) отдыха водителя составляет 11 часов. Человек – немашина, ему сон необходим как воздух. Потому что, если узаконенный режим не соблюдать,недалеко до беды, особенно в темное время суток. Кстати, контроль режима труда иотдыха водителя, скорости пройденного пути осуществляет специальный прибор – тахограф.Его устанавливают в кабине дальнобойщика-большегруза.Точнее, должны устанавливать…
В ночь с 30 апреля на1 мая на трассе Владивосток – Уссурийск автомобиль «Вольво», перевозивший 20-футовыйконтейнер, на полном ходу догнал полуприцеп металловоза «Кенвуд». Это столкновениепроизошло примерно в двух километрах от поворота в село Алексеевка Надеждинскогорайона. Машины шли в сторону краевого центра, на полуприцепе «Кенвуда» не горели габариты. То лилампочки перегорели, то ли они были специально выключены, чтобы не привлекать внимание.Поэтому водитель «Вольво» полуприцеп и не увидел. От страшного удара контейнеровозбуквально согнуло пополам, а его кабина стала в два раза шире, превратившись в блин.Протараненный металловоз пострадал не так сильно.
Как рассказали «В» очевидцыДТП, «Вольво» восстановлению не подлежит. Но его водитель родился под счастливойзвездой.
Попался гаишникам? Самвиноват
В публикации «Дороги,которые мы убиваем» мы рассказали историю водителя большегруза Николая Попова изБарнаула. Парень вез многотонную шиберную задвижку в порт Врангель из города Усть-Каменогорска(это в Казахстане). Но не довез, его явно перегруженное авто остановили инспектораГИБДД на КП возле Большого Камня и отбуксировали на штрафстоянку в поселок Новый.Здесь арестованная машина простояла несколькодней. Затем, как рассказал Николай Попов нашему корреспонденту, он заплатил 40 тысячрублей за охрану большегруза на стоянке и 60 тысяч рублей юристу, который решилего проблему с отсутствием разрешения на перевоз крупногабаритного груза по территории Приморья.
Плюс 20 тысяч рублейпарень потратил на проживание в гостинице. Правда, деньги на эти расходы были выделеныхозяином его компании. После чего большегруз был отпущен восвояси. Но до пунктаназначения он так и не добрался даже со второго захода. На выезде из поселка Заводского,на подъеме, у него обрезало кардан и отказали тормоза. Машина покатилась вниз. Ковсему с крепления сорвался и вывалился на дорогу груз – задвижка. Прокатившись несколько метров по трассе,многотонная махина успокоилась в кювете рядом с большегрузом, который ее вез.
После удара об асфальтдеформированную деталь погрузили на другую машину и повезли… в Казахстан, на роднойзавод восстанавливать. Но и на этом злоключения задвижки не закончились. В Амурскойобласти перевозившая ее машина слетела с трассы в кювет. Задвижка, конечно, тожене удержалась на платформе.
– Мне позвонил начальники сказал, что я должен заплатить за штрафстоянку из своих денег. Потому что я непроскочил посты ГАИ ночью, когда гаишники «отдыхают». Попался днем, значит, самнакосячил. А у меня зарплата 120 тысяч. За февраль я уже получил, а за март мнееще не дают, чтобы я дальше работал. Теперь с меня могут высчитать издержки. У нашегоработодателя такой принцип работы. А когдая ему сказал, что тормоза плохие, ездитьна них нельзя, он мне приказал: «Езжай дальше!», – пожаловался Николай Попов корреспонденту«В».
По его словам, за восемьлет вождения большегрузов ему не раз приходилось откупаться от инспекторов ГИБДД,чтобы те «не замечали» перегруз. По пути из Усть-Каменогорска в Приморье он тоженеоднократно отстегивал стражам дороги.
Николай говорит, чтов связи с возвратом задвижки его компания «попала» на один миллион 260 тысяч рублей,которые хотят повесить на него. Хозяин автопредприятия прислал ему «Договор материальнойответственности», чтобы парень подписал его задним числом.
Из пушки по воробьям
И еще один случай подзавязку. 2 мая около 6 часов вечера на трассе Седанка – Де-Фриз перевернулся контейнеровозMercedesActros. Машинавместе с грузом легла набок на повороте в районе улицы Маковского. От удара о землюкабина деформировалась, но водитель, к счастью, не пострадал.
Тягач быстро поставилина колеса с помощью крана. Но для подъема тяжелого контейнера, перегородившего дорогу,мощности спецтехники оказалось недостаточно. Чтобы никто в него не врезался, пришлосьполиции на некоторое время перекрыть трассу. Благо ДТП произошло в выходные днии автомобилей на дороге было немного…
По словам водителя большегруза,скорее всего, груз в контейнере переместился на одну сторону, когда MercedesActrosвходил в поворот. Центр тяжести сместился, и машинапотеряла устойчивость…
По имеющимся данным,пока в Приморье в наличии всего одна мобильная весовая лаборатория. Как правило,она работает либо на гострассе М-60 «Уссури», около поселка Нового, либо на въездев поселок Шкотово со стороны Находки. И на сегодняшний день к работе стационарныхвесовых пунктов есть масса претензий. Об этом мы тоже писали. Как стало известно«В», администрация края планирует объявить тендер на ремонт весовых пунктов. Нокогда это произойдет, сказать трудно. Поэтому при нынешней технической оснащенностиборьба ГИБДД с нарушителями правил перевозки грузов сродни стрельбе из пушки по воробьям. Одну машинус перегрузом или с негабаритом полисмены поймают – десять проскочат. И дай бог,чтобы с ними на трассе ничего не случилось.
Между тем, если бы награнице Приморья и Хабаровского края находился стационарный пункт весового контроля,работающий круглосуточно, то тогда на наших дорогах было бы меньше проблем, считаютспециалисты.
Справка «В»
В 2013 году, по даннымотдела организации дорожного движения администрации Владивостока, только в столицекрая выявлено около 1500 нарушений ПДД, совершенных водителями большегрузов, они оштрафованы на общую сумму в6,2 миллиона рублей.
Автор: Сергей КОЖИН