Охота на пассажиров

Депутаты Приморья намерены навести порядок в сфере междугородных пассажирских перевозок. Водители автобусов, призванных курсировать между населенными пунктами края, манкируют своими обязанностями, зато зачастую дублируют муниципальные маршруты. В итоге жители отдаленных территорий обделены транспортным обслуживанием, а в крупных городах и поселках недобросовестная конкуренция становится причиной убытков для добросовестных перевозчиков.

6 май 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3532 (64) от 6 май 2014
ea4a35a3644d72f860b1048fcce9647e.jpg

Междугородныхперевозчиков вынудят вернуться на прописанные им маршруты

На очередном заседании комитетапо экономической политике исобственности Законодательного собранияПриморского края парламентарии обсудили законопроект «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Приморского края по вопросам транспортногообслуживания населения». Закон этот затрагивает интересы большого числаприморцев, поэтому вопрос вызвал бурные дебаты народных избранников.

Проблему озвучил депутат из Уссурийска Сергей Ищенко.

– Согласно федеральному законодательству региональные властимогут определять количество остановок на межмуниципальных пассажирскихавтобусных маршрутах, – объясняет Сергей Ищенко. – Так, в Приморье автобусам,курсирующим по межгородским маршрутам, разрешено делать три промежуточныеостановки между конечными пунктами. На деле получается следующее: многие водителимеждугородных автобусов, проезжая по территории того или иного поселения,игнорируют малолюдные остановки. Им невыгодно тормозить там, где стабильноскапливается не больше двух-трехчеловек. Зато в крупных городах края междугородные автобусы позволяют себеостанавливаться на любой остановке сколько угодно раз и забирать пассажиров.При этом перевозчики «межмуниципалы» не имеют на такую схему работы никакогоправа: в расписании движения у них этих остановок нет, и, по сути, они являютсянелегальными участниками рынка, ведут себя на дороге агрессивно, подрезая иобгоняя городские маршрутки, которые ездят согласно расписанию. Таким образом,варяги отбирают хлеб у муниципальных коллег, которым приходится отчаяннобороться за свою рентабельность. Падение доходов городских перевозчиков влечетпадение налоговых поступлений в местный бюджет.

В то же время на маршрутахмежду поселениями края порой трех остановок явно недостаточно – регион большой,деревень и селений по пути много, так почему бы перевозчикам не увеличитьколичество остановок на всем пути следования, чтобы забирать людей, которыебудут ждать этот автобус? Если заранее обговорить места остановок, составитьрасписание, уведомить людей, чтобы они ждали конкретный автобус, тогда выиграютвсе, перевозчик тоже сможет собрать свою кассу.

Для решения этой проблемыдепутат Сергей Ищенко предложил принять поправку к краевому закону, согласнокоторой проекты расписаний движения межмуниципальных перевозчиков, аследовательно, и количество остановок и конкретное расположение их натерриториях городов и районов, по которым проходят маршруты междугородныхавтобусов, должны согласовываться с муниципальной властью. По его мнению,муниципалитеты лучше осведомлены о пассажиропотоке на подведомственныхтерриториях.

– Уверен, профильный департамент не откажется делегировать частьполномочий местным властям, – объяснил свою позицию Сергей Анатольевич. – Ведьна местах виднее конкретное положение. Муниципальные чиновники или чиновникикраевые – кто из них лучше знает вопрос о том, где и сколько нужно сделатьостановок в расписании движения, чтобы перевозчики не воевали между собой? Ядумаю, что для решения проблемы эти два уровня власти должны идти накомпромиссы. Тем более что тема злободневна не только для Уссурийского городскогоокруга, где проживают мои избиратели. Вэтом я еще раз смог убедиться, пообщавшись с несколькими депутатамимуниципальных дум, в частности, города Находки и Михайловского района, которыеподдержали мою идею. Потому как мы хотим не ущемить чьи-то права, а наоборот, улучшить действующее краевое законодательство в сфереавтоперевозок так, чтобы от этого выиграли все: и муниципальная казна, иперевозчики, и пассажиры.

Депутаты отметили, что проблема, что называется, давно назрела. ВПриморье в разное время прошло порядка десяти судебных процессов, участникамикоторых являлись легальные городские перевозчики и компании, которыерегистрировались для работы на межмуниципальных маршрутах, а в действительности«окучивали» городские линии. Как показала судебная практика, реально наказатьнерадивые компании возможно лишь тогда, когда они нарушат конкретноерасписание, а такового для них пока никто не утверждал.

Присутствующий на заседании комитета представитель краевого департамента промышленности и транспортазатруднился с ответом на вопросы депутатов, по какому принципу определяетсяколичество остановок на межмуниципальных маршрутах, сколько легальных инелегальных перевозчиков существует в Приморье, можно ли выдавать перевозчикамрасписание, согласованное с муниципалитетами, и т.д.

Так как вопросов было много, а ответы на них не былиисчерпывающими, то депутаты предложили не спешить с принятием поправок иперенесли на следующий месяц обсуждение корректировок действующего закона омежмуниципальных пассажирских перевозках. Также решили создать рабочую группу стем, чтобы более детально разобраться в ситуации, сложившейся с транспортнымобслуживанием населения в крае.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА