Равнение на Мариинский

Московский Пасхальный фестиваль – любимое детище маэстро Валерия Гергиева – проходит уже в 13-й раз. 26 городов за 26 дней – от Мурманска до Владивостока – посетят музыканты симфонического оркестра Мариинского театра и дадут 43 концерта. Столица Приморья попала в этот список впервые в этом году именно потому, что в нашем городе открылся театр оперы и балета.

30 апр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3531 от 30 апр. 2014
c42e79f7cae6a9d3c126ea3d1d687f61.jpg

Валерий Гергиев намерен приехать во Владивосток еще не раз и услышать в нашем городе тысячеголосый хор

Симфоническийоркестр Мариинского театра дал во Владивостоке два концерта.

Первый– благотворительный – собрал моряков-тихоокеанцев и их семьи, курсантов ТОВВМУ,ветеранов «горячих точек», студентов и преподавателей музыкальных учрежденийгорода.

Второйконцерт – для широкой публики – прошел с аншлагом, который трудно даже описать.Показательно, что в каждом из концертов принял участие как солист знаменитыйпианист Денис Мацуев.

Детским хорам – зеленый свет

–Денис Мацуев рассказывал мне о вашем театре, – сказал маэстро Гергиев, общаясьс прессой, – и я с интересом ехал воВладивосток. И не разочаровался. Театр мне понравился: хорошая акустика,эстетически он тоже очень хорош, способен принять и оперную труппу, и балетную,и оркестр, и это здорово, с появлением такого прекрасного храма культуры стоитпоздравить и город, и его жителей. Я говорю вполне серьезно, поскольку могусравнивать ваш театр с десятками других концертных залов по стране.

– Во втором концертес вашим оркестром пел хор театра и в том числе детская его часть.

–Да, и мне было очень приятно встретить тех юных солистов, с которыми я общался,когда организовывал для выступления на закрытии Олимпиады сводный детский хорРоссии. У меня, можно сказать, есть друзья во Владивостоке. Они пели замечательно.И я задумался, задал вопрос и вашему вице-губернатору Ирине Васильковой:может ли Приморье выставить детский хор в тысячу голосов? Пока ответа я неполучил. Надеюсь, что администрация края будет работать в этом направлении.Ведь одной из причин появления Пасхального фестиваля вообще и наших концертовпо стране в частности является желание спровоцировать бурный рост детского имолодежного творчества.

Детскийхор, который удивил весь мир на закрытии Олимпиады, это фантастика. Этоневероятное звучание, а передать атмосферу, которая царит, когда поют дети, явам просто не могу. Мы час послеконцерта не могли, да и не хотели, если честно, их успокоить. Они быливеликолепны! И мне кажется, что детский хор, уроки пения в каждой школе простообязаны быть. Могу смело сказать, что мои идеи разделяют на самом высокомуровне – вице-премьерОльга Голодец, президент Владимир Путин оказывают нам серьезную поддержку.Надеюсь, что в следующий наш приезд Приморье покажет нам бурный рост юныхтворческих сил.

Фестиваль новых имен

– Часто выпосвящаете Пасхальный фестиваль юбилеям русских композиторов...

–Да, но нынешний фестиваль не посвящен какому-то конкретному музыканту. Хотя…Мы в этот раз много играем великолепного, прекрасного, замечательного Скрябина,так что можно сказать, что он посвящен Скрябину. Хотя уже в самолете мы сДенисом решили, что исполним во Владивостоке также и Рахманинова.

Главнаяособенность нашего фестиваля – Пасхального – состоит в том, что мы очень часто играем для детей, студенчества, курсантов,кадетов, для военных – словом, для тех, кто по разным причинам не так частопосещает концертные залы. И мне было очень приятно, что на первом концерте воВладивостоке в зале было много военных, что к нам пришел командующий ТОФ. Ведьесли защитники Отечества, чья обязанность быть всегда на страже, находят времяприйти на симфонический концерт, это говорит о высоком уровне культуры врегионе.

Подчеркну:наш фестиваль предназначен не для элитной, а для широкой публики. Я люблювыступать в Москве, но еще больше люблю ездить по стране, открывая людям теимена, что еще не очень хорошо известны.

Кпримеру, в этом году в некоторых городах – не во Владивостоке, к сожалению, новсе, я думаю, еще впереди – с нами сыграл 15-летний пианист ДаниилХаритонов. Думаю, через два-три года мы будем говорить о нем как о новоймировой звезде. Многих юных артистов я включаю в программы фестиваля порекомендации Дениса Мацуева. Вообще считаю, что Денис делает великое дело,когда подмечает талантливых юных музыкантов и дает им шанс показать себя,сыграть с оркестром знаменитого театра. Мы держим высокую планку, как бы сложнони было. Вот смотрите. Во время фестиваля мы летаем каждый день. По три часа вполете, потом час в аэропорту, еще время на то, чтобы доехать до гостиницы, авечером – концерт. Музыканты с такой нагрузкой справляются отлично, онидостойны восхищения и уважения, потому что играют замечательно!

Крометого, Пасхальный фестиваль дает нам возможность увидеть, как живет страна. Иприятно замечать регионы с высокой динамикой развития, регионы, устремленные вбудущее, как Владивосток, например. Забудется, в каком году здесь был саммитАТЭС, но остался театр, построенный к саммиту, мосты. Важно то, что остаетсялюдям, то, что преображает город, край, я бы сказал – Дальний Восток. Вы должныпонимать, какое чудо – ваш театр, какое счастье, что он у вас есть.

Витрина российской культуры

–Не так давно Мариинский театр и сам получил новую сцену. И вместе с нею мыполучили возможность делать записи опер и концертов, уже выпустили диски, в томчисле наших выступлений с Денисом Мацуевым. Мы живем в стране Чайковского,Прокофьева, Стравинского, но до сих пор не сумели создать звукозаписывающуюкомпанию, которая состязалась бы с мировыми брендами, такими как «Дойчеграммофон», например. Мариинский театр, конечно, ситуацию кардинально неизменит, но мы делаем аудио­ и видеозаписи, стараемся.

Мысегодня – я говорю без преувеличения – превосходим во многих смыслах любойтеатр России. Но это превосходство далось нам не просто так. Это закладывалосьгодами упорной работы. С конца 80­х, преодолевая труднейшие годы, мы упорно имного работали, совершенствовались, шли вперед и никогда не останавливались. Ивот теперь у нас сотни постановок, сотни тысяч костюмов, которые мы бережнохраним, декорации. Мы никогда не шарахались из стороны в сторону и в смыслерепертуара: у нас поставлены практически все – за редким исключением – оперырусских композиторов. Почти все оперы Моцарта, Пуччини также в нашемрепертуаре. И все это мы готовы показать во Владивостоке.

– То есть Владивосток может статьтранзитной точкой на пути гастролей Мариинского театра в АТР? Ведь раньшевсегда такой точкой был Иркутск.

– Все может быть. Мы не станемобижать родину Дениса Мацуева – Иркутск, который частенько принимал нас по путииз Азии или в Азию. По пути туда и обратно выступали также в Томске, Кемерово.Почему бы не включить в этот список и Владивосток? Нет ничего невозможного! Темболее с таким прекрасным залом.

Мы выступали во многих концертныхзалах АТР – даже вспомнить не могу, сколько раз мы были в Японии, к примеру.Думаю, больше ста. И очень жаль, что мы не приезжали к вам раньше, что не былоу вас такого зала. Мы ведь так много можем показать. У Мариинского театрапрекрасные, масштабные, сильные оперная и балетная труппы, а какие голоса унаших солистов!

Мычасто бываем в Китае, игнорировать Китай сегодня может только глухой и глупый.Мы уже не раз делали совместные постановки с китайскими коллегами. В Пекине мыпросто обязаны бывать два­-три раза в год. Тем более что они активно строятпрекрасные концертные залы, сопоставимые с вашим театром. Я выступил уже вчетырех. Вы вольно или невольно, но уже соперничаете с этими комплексами, стеатрами Японии. Думаю, не за горами время, когда коллективы из этих стран приедутво Владивосток.

И я уверен, что благодаря появлениютеатра оперы и балета начнутся интенсивные гастроли во Владивостоке разныхколлективов, публика услышит все разнообразие симфонических программ. Ведьсегодня вы – витрина российской культуры.