110 децибел – как доктор прописал

В городе, где комфортно жить, люди умеют не только хорошо трудиться, но и хорошо отдыхать. Культура отдыха – важный цивилизационный показатель. И Владивосток в плане проведения массовых мероприятий становится локомотивом Дальнего Востока.

30 апр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3531 от 30 апр. 2014
f9ffc8ad4b3532a4a939018611f90e9c.jpg

Городские праздники и концерты во Владивостокепроходят на международном уровне

В 2010 году – в преддверии 150-летия города –муниципалитет закупил такой объем сценического оборудования, которого нет вовсем регионе. И оно не пылится на складах. Концерты в рамках саммита АТЭС, ДниЛатинской Америки, фестиваль баскетбола Pacific Open, рок-фестиваль V-Rox и многоедругое – все эти мероприятия прошли на высоком художественном и техническомуровне. Горожане могли убедиться в этом воочию, посетив концертные площадки. Новот праздник закончен. Зрители благодарят артистов, артисты – зрителей. Всеразошлись. Остались пустая сцена и работники МУПВ «Владивостокское предприятиеэлектрических сетей» (ВПЭС), которые разбирают конструкции. Именно ониосуществляют техническое сопровождение всех городских мероприятий. Какрачительные хозяева, которые накрыли стол, позвали гостей, а после торжестваеще долго моют посуду и убирают дом.

Пришло время пролить свет на техспециалистов, которые находятся в тени, но без которых невозможен ни одингородской праздник.

Дух времени

На данный момент МУПВ «ВПЭС» обладаетсамым большим объемом сценических конструкций на Дальнем Востоке.

– С 2010 года во Владивостоке началасьновая практика проведения мероприятий, – отметила Марина Сотникова, заместительдиректора по экономике МУПВ «ВПЭС». – На 150-летие города был закуплен большой объем оборудования. Этопозволило обеспечить не только проведение Дня города, но и праздничныхмероприятий к саммиту АТЭС­2012, а также вывести на новый уровень масштаб икачество городских концертов.

Что было раньше? Четыре года назад впредставлении организаторов любое мероприятие имело достаточно простуюконструкцию. Устанавливалась сцена – по сути, металлическая коробка. Причемтентовалась – то есть закрывалась материалом – только ее задняя часть. Ккаркасу крепилось оборудование, лампы, прожекторы и прочее. Звуковая аппаратураставилась, как правило, на землю. На тот период царило правило «необходимо идостаточно». Свою роль концерты выполняли – веселили народ.

Но вот Владивосток с размахом отметилсвое 150­летие, провел саммит АТЭС, и специалисты почувствовали, что слово«достаточно» в этом тандеме потеряло актуальность. Почувствовали, что можнолучше, можно ярче. Стандартных вещей стало недостаточно. Захотелосьэкспериментов, реализации художественных замыслов.

На вооружении МУПВ «ВПЭС» оказались иопыт в организации масштабных мероприятий, и оборудование, соответствующеемировым стандартам и находящееся в первых строках райдера любой мировой звезды.

Когда есть спрос, появляется ипредложение. Организаторы и промоутеры нуждались в большей свободе длявоплощения своих идей.

– Металлические конструкции, которымиобладает предприятие, в какой-то мере можносравнить с конструктором «Лего», – отмечает Андрей Козлов, начальник отделаэксплуатации сценического оборудования МУПВ «ВПЭС». – Это строительныйматериал. И мы с его помощью можем воплощать любые проекты, реализовать любуюидею.

Для этого, конечно, требуется неплоскостное, а трехмерное воображение.

– Проект рождается в голове сам, когдапонимаешь авторский замысел и то, сколько потребуется оборудования, –продолжает он. – Вот пример – прошлогодний День города. Заказчик захотелсоздать что-то необычное. Но что? Начали думать о конкретных вещах.Если день рождения, то нужен праздничный торт. Решили строить сцену в видеторта. И построили. Даже свечки были. Правда, виртуальные, на экранах.

Не всегда организаторы приходят сготовым решением. Поэтому создавать проекты иногда приходится своими силами.Такая практика имела место в прошлом году на Днях Латинской Америки. Львинаядоля того, что было выстроено (необычная многоуровневая сцена в том числе), вомногом заслуга работников предприятия.

Всего за 2013 год МУПВ «ВПЭС»осуществило техническое сопровождение более 30 мероприятий. Среди них и Новыйгод, и 9 Мая, и концерты, проходящие в рамках программы «Владивостокгостеприимный», и фестиваль уличного баскетбола Pacific Open. Вот уж гдепришлось потрудиться.

– Финальная часть фестиваля проводитсяна открытой площадке – таковы мировые стандарты, – рассказывает Андрей Козлов.– Все мероприятия проходят на площади. Там фактически с нуля приходитсявозводить целый спортзал с трибунами, раздевалками и т.д. И имеющиеся на складеконструкции позволяют полностью закрыть все нужды.

Бывают и выездные мероприятия.Концерты на Шаморе, 3D mapping show на Маяке.

– Был достаточно интересный замысел сиспользованием лазеров и проекционного оборудования, – продолжает АндрейАлександрович. – Построили оригинальную конструкцию, металлический каркас былобтянут экраном, на который транслировалось видео. Получилось зрелищно инеобычно.

В прошлом году предприятие дваждысопровождало эстафету олимпийского огня. В начале года встретили его концертомна острове Русском. В ноябре проводили его концертом с железнодорожноговокзала.

Шум за сценой

Если опустить все согласования и дела бумажные, топодготовка к мероприятию начинается с того, что где-тоза неделю до дня икс на площадку выезжает рабочая бригада, ставятся ограждения,нанимаются охранники. Потом происходит завоз металлоконструкций. Четыренаполненных доверху грузовика, шесть часов разгрузки – и рабочие приступают кмонтажу сцены. Размечается площадка. С использованием лазерных нивелироввыставляется нулевой уровень.

Во время монтажа привлекается кран подъемной мощностью до 45тонн. Он поднимает крышу сцены. Крыша сделана из стали и обеспечиваетустойчивость конструкции в любых погодных условиях. Неоднократно мероприятиясопровождались штормовым ветром. Конструкция каждый раз доказывала свою полную профпригодность.

– Сцена имеет большой запас прочности, обеспечиваябезопасность и артистов, и зрителей, – отметила Марина Сотникова. – Онанесдуваема, непромокаема и может работать в любую погоду. Пример – концерттеноров в прошлый День города, когда посреди мероприятия начался настоящийтайфун.

Прошлогоднее выступление «Мумий Тролля» на центральнойплощади также прошло в грозу. Что нисколько не помешало музыкантам исполнитьвсю программу и даже выйти на бис. Как говорится в известной антрепренерскойприсказке, на улице идет дождь, а у нас – концерт. Одно другому не мешает.

Приодели и украсили

Собрать сцену – это еще половина дела. Затем начинается ееотентовка. Конструкцию «одевают» в тенты. Их общая площадь составляет порядкаполутора тысячи квадратных метров.

– Технология отентовки со временем эволюционировала, –продолжает Марина Сотникова. – До 2012 года в представлении многихорганизаторов и промоутеров отентовка объекта заключалась в том, чтобы повеситьзадник. Сейчас же тентуется все.

Таким образом, металлический каркас переводится из классатехнических в класс художественных объектов и превращается в картинку.

География звука

Затем рабочие приступают к монтажузвукового и светового оборудования. Колонки подвешены на тросы и скрыты отзрителей за тентом. Далее специалист предприятия «озвучивает» площадку.Центральная площадь, набережная Спортивной гавани или другой объект – у каждогоместа своя география, неповторимый ландшафт. Требования – слышно должно бытьвезде, на каждом участке площадки. А значит, важно правильно распределитьаппаратуру, направить звук.

– В штате имеется сотрудник, который отвечает за звучаниевсей системы, – отметил Андрей Александрович. – Конечно, оборудование с мировымименем изначально звучит правильно. Но есть и второй момент – условия площадки.Здесь важны уши человека, который систему настраивает. Важно, что человек имеетчувство вкуса, представление о культуре звука, о санитарном уровне звуковогодавления.

Кстати, на площади мы слышимсанитарный уровень звучания – 110 децибел. Конечно, современный домашнийкинотеатр способен выдавать такую мощность, но, согласитесь, одно дело«озвучить» квартиру, и совсем другое – площадь.

Голова твоя поворотная

Готовая сцена – это порядка 300киловатт только световых приборов. А еще звук, спецэффекты, дым-машина,сценические вентиляторы.

Простейший классический осветительныйприбор – пар. Это круглая галогенная лампа в корпусе. Их обычно используетсяоколо сотни. 100 штук – 100 киловатт статичного освещения. Легкая арифметика илегкая установка. В принципе, на таких лампах можно построить любую световуюкартину. Но не в этом интерес.

– На концерте V-Rox «МумийТролль» предложил собрать 100 паров в один световой прибор, – рассказал АндрейАлександрович. – В итоге вес конструкции составил около двух тонн. Группа законцерт использовала его несколько раз, получилось яркое зрелище.

А если добавить к статичному освещениюдинамику – подключить к работе так называемые поворотные головы, «гуляющий» посцене свет. Добавить сюда же приборы малафеи – небольшие, но мощные лампы,которые используются для работы на публику – они вспыхивают в нужное время, всильные музыкальные доли. Добавить сюда же трехкиловаттный стробоскоп.Разместить на сцене светодиодные экраны.

– Света много не бывает, – говоритАндрей Козлов. – Если спросить любого художника по свету, сколько тебе нужнооборудования, он скажет: давайте все, что есть. Любой световой прибор –инструмент в реализации какой-то идеи. Чем больше приборов, тем больше возможностей.

С большого и спросбольшой

В 2013 году перед сотрудникамипредприятия встала сложная задача – за три дня перенести сценическую площадку сДней Латинской Америки на рок-фестиваль V-Rox. Другимисловами, со Спортивной Гавани на центральную площадь. Объем оборудования –огромный. Цейтнот. Время на переезд сокращено почти в два раза. И тут сыгралароль организаторская жилка. Привлекли людей, десятки человек, построили работу.И рок-концерт начался по расписанию.

И так всегда. Если МУПВ «ВПЭС» нехватает, например, видеоэкранов, опять же срабатывает организаторская жилка,включается опыт сотрудничества, делового партнерства, и если действительнонадо, а также есть физическая возможность это «надо» осуществить, то оно будетосуществлено. И экраны появятся, и добавочный свет, и звук.

– Каждый год мы поднимаем планку вобласти проведения городских мероприятий, – отметила Марина Сотникова. – То,что мы уже сделали, только сейчас осваивают наши коллеги.

К тому же предприятие осуществляетполное техническое сопровождение мероприятий. Сотрудники присутствуют во времяконцерта, следят за состоянием сцены, за звуком, за светом и в случаевозникновения неисправности исправляют ее на месте.

– Наши специалисты ведут расчетнагрузок конструкций, – продолжает Марина Сотникова. – Нужно рассчитать,удержит ли ее имеющийся на площадке настил. Если нет, то мы ее укрепляем,ставим балансы, отвесы.

Но, наверное, главная особенность МУПВ«ВПЭС» заключается в отношении к делу.

– Мы стараемся не браться за два-три мелкихмероприятия, а концентрируемся на одном, но масштабном, и полностью емуотдаемся, полностью его контролируем, – говорит Андрей Александрович. –Категория свадеб, дней рождения – не наш профиль. Не для этого нам в ведениебыло отдано столько оборудования.

Становится понятно, чтоих масштаб – это город.