Российскую землю на юге Приморья отстояли. теперь надо сделать ее процветающей

Наши предки, в частности знаменитый русский предприниматель и ученый Михаил Янковский, давно оценили уникальные природные богатства и стратегически выгодное географическое положение южного Приморья. Очень хорошо и сейчас понимают это в Китае, Корее, Японии, США. Поэтому первоначальный проект Программы ООН по развитию бассейна реки Туманной, большей частью представляющий интересы этих стран, России отводил в международной кооперации скромную роль сырьевого придатка.

8 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №353 от 8 апр. 1998

Наши предки, в частности знаменитый русский предприниматель и ученый Михаил Янковский, давно оценили уникальные природные богатства и стратегически выгодное географическое положение южного Приморья. Очень хорошо и сейчас понимают это в Китае, Корее, Японии, США. Поэтому первоначальный проект Программы ООН по развитию бассейна реки Туманной, большей частью представляющий интересы этих стран, России отводил в международной кооперации скромную роль сырьевого придатка.

Однако благодаря твердой позиции губернатора Приморья Евгения Наздратенко в вопросах демаркации границы с Китаем и генеральной стратегии всего руководства администрации края, направленной на защиту российских интересов в международном сотрудничестве в районе бассейна реки Туманной, многолетний спор с Китаем за русские территории закончился победой приморских патриотов. Губернатор Приморья, как настоящий хозяин приморской земли, отстоял важнейшие стратегические территории юга Приморского края, своей позицией заложил основу возрождения России, как мощной тихоокеанской державы, которая на равноправных условиях примет участие в процессе экономической интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В процессе дебатов по вопросам демаркации восточных участков российско-китайской границы в печати, на телевидении оппоненты губернатора характеризовали его позицию как политическую спекуляцию на территориальных вопросах, убеждая всех, что его патриотизм носит временный характер, что после демаркации об этих землях забудут.

Оппоненты были в основном столичные. Это, понятно, честь “мундира”. Приморское население поддерживало губернатора. Хотя избранная этим же населением депутат С. Орлова обвиняла его в популизме. Облеченный властью защищать государственные интересы России генерал В. Кондратов не высказал свою позицию в поддержку явной правоты губернатора. В то же время наши земляки - депутаты С. Горячева, В. Гришуков, особенно Е. Большаков, ученые Б. Ткаченко, А. Короткий, генерал В. Розов и тысячи других неравнодушных приморцев поддержали губернатора в его борьбе.

Дальнейшие действия руководства администрации края еще раз доказывают всем оппонентам последовательность курса. 12 февраля 1998 года губернатор подписывает постановление “О мерах по ускоренному развитию Хасанского района Приморского края”. Научно обоснованная концепция комплексной программы социально-экономического развития района на период 1998-2003 гг., которая разрабатывается рабочей группой, специалистами ДНИИМФ, в текущем году будет представлена на утверждение в думу Приморского края. Она будет содержать комплексный план социально-экономического развития Хасанского района с целью создания на границах России с КНР и КНДР высокоразвитого в экономическом отношении района с современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой, высоким уровнем жизни населения, бережным и эффективным природопользованием, который может достойно представлять Россию в международном сотрудничестве с сопредельными государствами и странами бассейна Японского моря.

Следует отметить и активизацию в последнее время деятельности зарубежных компаний, заинтересованных в инвестировании экономики южных районов Приморского края. Если ранее они занимали явно выжидательную позицию, со стороны наблюдая за ходом противостояния по территориальным вопросам между руководством края и центром страны, то окончательная корректировка линии российско-китайской границы в районе погранзнаков за номерами 416-419 в ноябре 1997 года подтолкнула их к активным действиям.

Так, например, в ходе рабочего визита в Приморский край в период 11-18 марта 1998 года начальник управления по туризму провинции Цзилинь господин Че Баолинь отметил, что провинция Цзилинь, имеющая с Приморским краем 200-километровый участок сухопутной границы, крайне заинтересована в сотрудничестве с краем прежде всего в области международных транзитных грузовых перевозок, развития приграничного туризма между двумя территориями, международной торговли и инвестиционных проектов Приморья. Согласно информации руководства управления по туризму провинции Цзилинь в настоящее время многие инвестиционные компании провинции проявляют интерес к инвестированию средств в развитие туристической инфраструктуры Хасанского района и объектов санаторно-курортного комплекса Приморья. Намерения об инвестировании инфраструктуры туризма и санаторно-курортного комплекса края включены в соглашение о сотрудничестве госорганов управления туризмом двух территорий в области развития международного туризма. Участники международной ассоциации по развитию туризма в регионе Японского моря, а это префектура Тоттори (Япония), провинция Канвон (Республика Корея), провинция Цзилинь (КНР) и Приморский край, также серьезно изучают вопросы инвестирования туристической инфраструктуры Приморья.

Немало подобных предложений, и не только в области международного туризма, поступает в адрес администрации Приморского края из Республики Корея, Японии и других стран АТР. Деловые люди западного побережья США заинтересовались возможностью использования портов Приморья для транзита грузов из КНР в США, так как транспортное плечо сокращается на 1700 миль по сравнению с существующим маршрутом через порты Южного Китая.

Несмотря на то, что основные проекты развития юга Приморья пока находятся в стадии разработки и межведомственного согласования, в настоящее время подразделениями администрации края и администрации Хасанского района уже сделано немало для дальнейшего развития района. Построена железнодорожная магистраль на участке Махалино-Хуньчунь (провинция Цзилинь, КНР), министерства иностранных дел России и Китая уже произвели обмен нотами по вопросу организации грузового движения на этом направлении. Пробные партии транзитных грузов из Китая, поступающие через пограничный автопереход “Краскино-Хуньчунь”, уже отправляются через порты Зарубино и Посьет в Республику Корея. Заканчивается сооружение автоперехода с целью начала пассажирского движения на этом направлении. Постановлением губернатора края на территории Хасанского района создан природоохранный парк “Хасанский”, реконструируется автодорога на участке Краскино-Раздольное, решаются проблемы связи.

Большая роль в реализации этих планов отводится привлечению зарубежных инвестиций. Здесь успех будет зависеть прежде всего от того, какой инвестиционный климат будет предложен иностранным инвесторам, на какие налоговые и тарифные льготы пойдут российские законодатели в интересах освоения южного Приморья. Руководство края работает с правительством России и Государственной думой в части создания условий, которые могли бы заинтересовать потенциальных инвесторов для организации различных производств в этом районе.