Импорт разгонит инфляцию
Экономисты прогнозируют скачок розничных цен: ослабление рубля, вероятно, продолжится, а то-вары, закупленные по старым прайс-листам, закончатся примерно через два месяца. Крупнейшие розничные сети уже приняли новые цены от поставщиков: на 10-25% подорожают импортные фрукты и овощи, рыба, мясо и колбасные изделия.
О скором повышении ценна импортные товары и товары, произведенные в России с использованием импортногосырья, предупредила Высшая школа экономики (ВШЭ) в своем отчете «О состоянии деловогоклимата в розничной торговле в Iквартале 2014 года», сообщает РБК. «Предприниматели, занятые в рознице, ожидаютпродолжения ослабления рубля, а продукции, закупленной по прежним курсам, хватитмаксимум на пару месяцев», - объясняет автор отчета директор Центра конъюнктурныхисследований ВШЭ Георгий Остапкович.
По оценкам ВШЭ, Россиясильно зависит от импорта: в среднем по стране треть всех товаров, реализуемых черезрозничные сети и несетевыми торговцами, являются импортными. Это означает, что ценына товары, которые не получится заменить отечественными аналогами, вырастут к концупервого полугодия, считает он.
Чтобы нивелировать ростцен, магазины проводят «масштабную ревизиюассортимента» продовольственных и непродовольственных товаров, утверждает Остапкович:фактически розничные продавцы сейчас ищут возможности заменить на полках импортнуюпродукцию отечественной. Такие выводы эксперты ВШЭ сделали на основе опроса предпринимателейво всех регионах России и последних отчетов Росстата.
Рубль начал ослабеватьс середины февраля этого года, но связанного с этим роста цен Росстат до сих порне фиксировал. Однако поставщики присылают уведомления о повышении цен примернос начала девальвации, подтверждают ритейлеры. Но сети не сразу принимают новые условия.«Общее правило для всех категорий товаров — поставщик обязан уведомить сеть о повышенииотпускных цен за 30 дней. По ряду категорий договоры предусматривают ограниченноеколичество повышений цен в год», — объясняет директор по внешним связям «Дикси»Екатерина Куманина. Кроме этого, часть поставок проавансирована до осени, поэтомуцены удается держать, говорит собеседник РБК в одной из сетей. Но повышение ценпостепенно принимается в последние недели. Так, повышение в «Дикси» приняли по импортнымфруктам и овощам — по ряду позиций оно составляет от 10 до 25%, говорит Куманина.Молочная продукция в сети дорожает на 7—15%, рост отпускных цен на сахар составилдо 8%. Также дорожают некоторые виды круп. О намерении повысить цену – на 10% иболее – «Дикси» предупредили поставщики мяса и колбасных изделий. По словам директораторгового дивизиона компании «АФГ Националь» (дистрибьютор и производитель крупы)Бориса Шабанова, компания подняла цены на 5—20% на 10% своего ассортимента, в томчисле из-за изменения курса доллара. «По остальным позициям в ближайшее время покане планируем повышать», — говорит он.
Автор: Отдел экономики «В»