Чрезвычайная ситуация на “огненной” земле

Около 3 тысяч гектаров Уссурийской тайги и сельскохозяйственных угодий в Приморье охвачены лесными палами. По данным краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям, экономический ущерб от пожаров уже составляет более 100 миллионов “новых” рублей. И это далеко не окончательная цифра.

7 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №352 от 7 апр. 1998

Около 3 тысяч гектаров Уссурийской тайги и сельскохозяйственных угодий в Приморье охвачены лесными палами. По данным краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям, экономический ущерб от пожаров уже составляет более 100 миллионов “новых” рублей. И это далеко не окончательная цифра.

Огнем охвачены лесные массивы в Хасанском, Яковлевском, Ханкайском, Уссурийском, Пограничном, Надеждинском районах, в пригороде Владивостока. В непосредственной близости от краевого центра горит лес на Шаморе, в районе бухт Емар и Муравьиная.

По нескольку очагов пожара за сутки возникало в Кавалеровском районе, под Дальнегорском огнем уничтожены ценные породы деревьев, в Ольгинском районе под селом Пермским выгорели поля ТОО “Прибрежное”. В садоводческом товариществе под Вольно-Надеждинским сгорели 23 дачи. Пересохшая трава весной вспыхивает как порох. Сильные ветра разносят огонь на большие площади. В Хасанском районе, по информации местной администрации, “сгорело уже все, что можно, теперь ликвидируются только тлеющие очаги”.

И везде стоит одна и та же проблема - отсутствие финансирования. Местные администрации пытаются поддержать лесничества, выделяя деньги, горюче-смазочные материалы, но этой помощи явно недостаточно. По словам начальника управления лесами Анатолия Приходько, нет денег даже для авиаразведки. Приморская авиационная база по охране лесов от пожаров вообще не финансируется. Задолженность предприятия перед акционерным обществом “Владивостоктрансавиа” составляет на сегодняшний день 400 тысяч рублей (в новом масштабе цен). Долг тянется еще с прошлого года и до сих пор не погашен.

Есть и другие проблемы. Как сообщил на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям Анатолий Приходько, практически не участвуют в тушении пожаров межсовхозные лесничества. Между тем 90 процентов всех пожаров происходит именно на сельхозугодьях. Здесь происходит до 30 возгораний в день.

Из-за отсутствия топлива лесники не всегда могут добраться в дальние районы. Не всегда оперативно сообщают о пожарах в районах контрольно-смотровой полосы пограничники. По мнению руководства ТОПО, в самых “огнеопасных” пограничных районах части подчиняются не Тихоокеанскому, а Дальневосточному округу. Необходимо наладить взаимодействие. Не выполняется и “План противопожарных мероприятий” в приграничных районах в рамках соглашения между КНР и Россией, согласно которому в 10-километровой приграничной зоне охрана лесов должна быть обеспечена совместными силами. По словам начальника главного управления по делам ГО И ЧС Приморского края Владимира Башкирова, нет денег даже для обеспечения элементарных профилактических мероприятий.

Только за последние несколько лет палы травы несколько раз становились причинами серьезных взрывоопасных ЧП. Уже прогремели взрывы и в этом году - в Бараново-Оренбургском. Неприятностей с трудом удалось избежать 2 апреля: на железнодорожной станции Боец Кузнецов пал не дошел до склада вооружения буквально 800 метров. Несколькими днями ранее пал был остановлен в 2 километрах от армейского арсенала в поселке Веселые Ключи.

Сегодня в крае более 250 различных взрывоопасных складов. При этом на большинстве из них 20-30 процентов боеприпасов хранится сверх установленных временных нормативов. На складах есть снаряды выпуска 40-50-х годов, которые сейчас не применяются. Однако для их перевозки и утилизации у министерства обороны нет средств.

О какой нормальной работе по обеспечению противопожарной безопасности хранилищ боекомплекта можно говорить, когда за последние 10 лет части 5-й армии, дислоцирующиеся в Приморье, не получили ни единого огнетушителя или средств для их приобретения. Остается надежда только на помощь местных администраций. Но возможности местных бюджетов общеизвестны. Для кардинального решения вопроса необходимы целевые финансовые вливания. Не меньше хлопот доставляет проведение учебных стрельб на полигонах. Примерно половина всех пожаров в том же Пограничном районе вызвана именно использованием на учениях трассирующих боеприпасов. Впрочем, этот вопрос вроде бы удалось решить.

Итак, что же дальше? По прогнозам специалистов, нынешняя ситуация - это только начало. Пожары пойдут в сторону северных районов, к хвойным лесам. В этой ситуации необходимо срочно решать вопрос о финансировании пожарных и лесничеств, а также распределить площадь края по зонам - чтобы сохранить в этой ситуации наиболее ценные участки.

В Пограничном, Ханкайском, Хасанском, Надеждинском районах и в пригороде Владивостока ситуация признана чрезвычайной. В Уссурийском районе чрезвычайное положение было введено несколько раньше. Намечено также привлечь для обслуживания и тушения лесных пожаров воздушные суда приморского авиационно-технического спортклуба “Росто”. Вместе с тем выделить из краевого бюджета Приморской авиабазе по охране лесов 100 тысяч рублей для самых неотложных нужд. Кроме того, принято решение выйти на и. о. премьера России Сергея Кириенко и доложить ему о ситуации на предприятии. Служба все-таки федеральная, а финансируется из Москвы с 1992 года только на 30 процентов.

...На заседании КЧС представитель ВС высказался: “Если хотите спать спокойно, дайте денег для проведения противопожарных мероприятий”. Это было на прошлой неделе в четверг. А на следующий день в Приморье опять прогремели взрывы.

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, Сергей ФИЛОНЕНКО, "Владивосток"