Едем к цивилизации

Как сделать более открытой сферу внутригородских перевозок? Только совместными усилиями властей, перевозчиков и пассажиров, уверены в управлении транспорта. Корреспондент «В» поговорил с его начальником Олегом Деминым о прошедшем недавно конкурсе маршрутов, так называемом переделе рынка, а также о правах и обязанностях перевозчиков и пассажиров.

2 апр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3515 от 2 апр. 2014
707ee9ee303c1514fbd2412388401120.jpg

Автобусы обновятся, а обслуживание пассажиров – улучшится

– Мы стремимся в первую очередь к тому, чтобы системаобщественного транспорта во Владивостоке работала на цивилизованном уровне, –поясняет Олег Демин. – Конкурс на право заключения с администрацией городадоговоров на выполнение регулярных перевозок как раз и направлен на то, чтобыупорядочить взаимоотношения в этой сфере.

Напомним, что 12 марта были подведены итоги первого конкурсагородских маршрутов – его победители подписали договоры на следующий год. Вкаждом лоте значилось 2-3маршрута: так называемые денежные (например популярный 7т) и социальные (такие,как 44-й маршрут – «Фанзавод –ст. Угольная») в одном пакете – для справедливости. Всего на конкурсе былопредставлено 29 лотов, однако решением комиссии признаны победителями восемькомпаний по 17 лотам.

На маршрут предлагали утилизированный автобус

– Олег Александрович, почему не все маршруты обрели своихперевозчиков?

– Рынок внутригородскихперевозок открыт для всех, кто действительно готов к работе на нем. Правилаконкурса обеспечивали равные условия для всех его участников с одинаковымитребованиями. Одна компания могла претендовать хоть на все лоты разом, еслисоблюдены требования. Сюда относится и поданная в установленные сроки,соответственно подготовленная необходимая документация, и возрастпредставленной техники, и технические возможности претендентов по обеспечениюкачественного и безопасного обслуживания пассажиров, наличие резерва автобусовна все маршруты лота и иные не менее важные обстоятельства. Кстати, автобусынеобязательно должны быть во владении самой компании-перевозчика, допускались к участию в конкурсе итранспортные средства, находящиеся в аренде либо ином законном владенииперевозчиком. Непременным условием являлось наличие возможности у конкурсантовпредставить заявленную для участия в конкурсе технику к реальному осмотру ипроверке.

К сожалению, не все участникиподошли к выполнению этих условий со всей серьезностью. Возможно, сказывается,что подобный конкурс проводился у нас впервые. Но реальность такова, что,например, некоторые перевозчики крайне невнимательно сформировали обязательныедокументы, представив не соответствующие действительности паспорта транспортныхсредств, свидетельства о лицензировании необходимых видов деятельности. А навнутригородские маршруты некоторые его участники заявляли… туристическиеавтобусы – вероятно, наиболее свежие. Дело в том, что год выпуска техники давалучастникам наибольшее количество баллов для победы. Другие претендентыпредложили рассмотреть для участия в городских перевозках автобусы, которые впринципе нельзя было эксплуатировать – давно снятые с регистрационного учета,один из них, по подтвержденным специалистами ОГИБДД сведениям, был и вовсеутилизирован.

Все эти нарушения не открылисьбы, если бы комиссия не проверяла представленные данные в реальности: выезжалав автобусные парки после окончания рабочего времени, т.е. после 23 часов.

– Какова судьба неразыгранных лотов?

– После подписаниядобросовестными участниками конкурса договоров на осуществление регулярныхперевозок по выигранным ими маршрутам на неразыгранные лоты в установленномпорядке был объявлен повторный конкурс, который проводится в настоящее время.Подведение его итогов планируется к началу лета. Мы надеемся, что на этот разперевозчики подойдут к делу более ответственно. Тем более что пока они, посути, ничего не потеряли. Те лоты, на которые они претендовали при проведениипервого конкурса, изменениям не подвергались. Дабы не ухудшать положениепретендентов по отношению к тем, кто уже оформил свои взаимоотношения садминистрацией Владивостока в установленном договорном порядке.

Поэтому, кстати, считаюнеуместным говорить о каком-либо переделе рынка. Мы лишьимеем дело с ситуацией, когда в стремлении улучшить качество оказываемыхгорожанам транспортных услуг администрацией города предъявляются к коммерческимперевозчикам соответствующие требования, законные и одинаковые для всех.

И тем, кто не желает улучшатьсвой автопарк, повышать дисциплинированность водительского состава в планесоблюдения расписания движения, придется уступать место по-настоящему добросовестным перевозчикам.

– Какие изменения грядут в городскомавтотранспорте в связи с вновь заключенными договорами?

– Во-первых, мы можем наблюдать значительное обновлениеавтопарка у игроков рынка, ведь в работу пойдет именно та техника, которая былапредставлена на конкурсе. Более того, для некоторых из них сам по себе конкурсдал своеобразный толчок к обновлению парка в ближайшем будущем.

Во-вторых, и это было одним из основных требованийглавы Владивостока Игоря Пушкарева, на одном маршруте теперь будет работатьтолько один перевозчик, а не несколько, как ранее. Условия договора накладываютна него обязательство в течение года самостоятельно выполнять возложенные функции,без передачи прав на перевозки третьим лицам. И теперь спросить за нарушение снерадивого перевозчика будет значительно проще – его имя известно.

В число обязательных условий,указанных в договоре, входит также оборудование автобусов навигационно-связными терминалами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS,совместимыми с функционирующей в администрации города Владивостокаавтоматизированной системой диспетчерского управления. Это дает возможностьполучить объективную информацию о движении общественного транспорта в режимереального времени. Более того, на одном из городских порталов существуетсервис, где любой желающий также сможет определить, где находится тот или инойинтересующий его автобус.

Сегодня весь пассажирскийтранспорт также обязательно должен быть оборудован автоинформаторами дляобъявления остановок и другой информации, необходимой для граждан.

Приветствуется и наличие вавтобусах оборудования безналичной оплаты проезда. В настоящее время мыпрорабатываем возможности совершенствования этой системы, расширения еевнедрения, чтобы максимально охватить всех городских перевозчиков. Следуетучесть, что если на момент выезда из гаража терминалы безналичной оплаты вбольшинстве машин находятся в рабочем состоянии, то в течение дня они зачастуюломаются. И далеко не у каждого перевозчика есть возможность оперативноустранить неполадку. Это обусловлено тем, что данная деятельность урегулированадоговорными отношениями между перевозчиком и непосредственным поставщикомуслуги, т.е. банком. Но нельзя забывать: поломка терминала безналичной оплатыне является основанием не оплачивать оказанную пассажиру услугу по егоперевозке.

– А как же вежливость, чистота, порядок?

– Конечно, в числонеотъемлемых атрибутов добросовестного перевозчика входит и вежливое отношение кпассажирам, и соблюдение здорового образа жизни – курение в салоне автобусастрого запрещено. Что же касается частых жалоб пассажиров на грязь в салоне,могу заверить: на работу все автобусы выезжают в подготовленном состоянии. Втечение рабочего дня далеко не все пассажиры соблюдают элементарные правила чистоты и гигиены. Ведь никто, кромесамих граждан, не разбрасывает по салону остатки недоеденной пищи, емкости из-под напитков, мелкий мусор. Соответственно, кконцу рабочего дня от утренней чистоты и порядка в автобусе не остается иследа. Таким пассажирам было бы уместно напомнить народную мудрость: чисто нетам, где убирают, а там, где не сорят!

Хочется также напомнитьжителям города и его гостям, что залогом нормальных человеческихвзаимоотношений в цивилизованном обществе, к которому мы себя относим, являетсяне только взаимная требовательность, но и взаимная вежливость.

Нарушение же перевозчикомустановленных договором правил приведет к наложению на него штрафов, ну аслишком частое повторение одних и тех же нарушений может привести и красторжению договора с ним в одностороннем порядке. Однако мы все же надеемся,что это будет крайней мерой.

Конкурс как стимулк обновлению

«В» обратился к руководителю предприятия-перевозчика – генеральному директору компании «Каслар»Андрею Силантьеву с просьбой высказать свое мнение о конкурсе маршрутов.

– Как бывший юрист, могу сказать: конкурс проходил на законныхоснованиях. Не было никаких привилегий для участников, оценка выставляласьтолько объективная, – заверил Андрей Силантьев. – Для успешного участиядостаточно было всего лишь внимательно прочитать конкурсную документацию.Насколько я знаю, из участников не получивших лоты по формальнымобстоятельствам не прошло около 80 процентов. Этот конкурс на самом деле сталдля нас толчком к приобретению новых машин. Если раньше у некоторых городскихкомпаний просто не было такой возможности, то мы, например, в преддверииконкурса маршрутов, взвесив все «за» и «против», пришли к решению об обновлениипарка. Теперь у нас наряду с «Газелями» будут работать автобусы малойвместимости таких марок, как «Мерседес» и «Форд».

В целом мы очень позитивно оцениваем проведение такого конкурса инадеемся, что сфера внутригородских автоперевозок станет более прозрачной.