Жизнь учителя как роман
Окончание. Начало в номере за 5 марта
В ней было мало лирики, но многоиспытаний – войной, расстоянием, временем
В предыдущей публикации мы рассказалио необычной судьбе Трофима Федоровича Спивака из села Вассиановки, в началепрошлого века побывавшего во Франции, причем не в гостях, а в заключении. Посленескольких лет жизни, наполненной непридуманными событиями, он вернулся вродное село… Немного затронули мы и события биографии его сына, ИванаТрофимовича, ставшего преподавателем литературы Дальневосточногогосударственного университета, где его добрым словом вспоминают до сих пор.
В молодые годы у него былиромантические отношения с Региной Слицан, вместе они учились в Благовещенскомагропединституте. До загса дело так и недошло, но появился сын Владимир. Жизнь раскидала Ивана и Регину по разнымгородам, а начавшаяся война и вовсе прервала общение. Оба считали друг другапогибшими. И после войны каждый зажил своей жизнью в разных концах страны. Нороманные события семьи Спиваков на этом не закончились …
Чудо на «Поле чудес»
Осенью 1997 года 74-летняя киевлянкаЛюдмила Требельская победила в финале известной телеигры «Поле чудес» ивыиграла видеомагнитофон. Ничего особенного в этом, наверное, и нет – кромеразве что возраста удачливой женщины.
Требельская окончила среднюю школу вУссурийске 22 июня 1941 года. Всех ребят и некоторых девушек забрали на войну,многие не вернулись. Людмила поступила в Дальневосточный политехническийинститут, но, не проучившись и года, попросилась на фронт. И 10 апреля 1942года, в день своего рождения, Людмила с вещмешком за плечами уже стояла навладивостокском вокзале, ожидая отправки на фронт.
Она хотела стать летчицей, попасть кМарине Расковой, но воевать пришлось в стрелковой дивизии. Под Харьковом быларанена, почти год провела в госпиталях. Потом освобождала Польшу, Чехословакию,а войну закончила в Германии.
Ее мама за это время уехала изУссурийска. Люда, что вполне понятно, потеряла связь с одноклассниками. Уже ввозрасте 33 лет она поступила на биолого-почвенный факультет Ленинградскогоуниверситета. После окончания ЛГУ работала в Пушкино, а когда заболела мама,переехала в Киев.
В ходе той игры Людмила Викторовна,как принято на «Поле чудес», передала привет своему любимому школьному учителюСпиваку и всем бывшим одноклассникам.
После эфира Людмиле Викторовне написали многие из тех, с кем она когда-тоучилась. Но самым большим сюрпризом оказалось письмо из Иркутска. В письмо былавложена старая фотография, на которой Людмила Требельская сразу же узнала ИванаТрофимовича Спивака, живущего теперь во Владивостоке. А в письме незнакомыймужчина сообщал, что на фото его пропавший отец, и спрашивал, не тот ли этоСпивак, которому Людмила Викторовна передавала привет. Требельская ответила:«Ваши предположения верны. Это ваш отец» и передала иркутянину владивостокскийадрес Спивака. Так и нашелся Владимир, носящий фамилию матери – Слицан.
Непридуманные письма
В ноябре 1997 года сын, рассказывая освоей жизни, писал отцу:
«Дорогой Иван Трофимович! Получилсегодня от Вас письмо. Несказанно рад!!! Обзвонил родственников и знакомых,позвонил в Екатеринбург моей последней тете, а она мне: «Я тебе говорила –ищи!» Рады жена, сын и все, все, все. Так все неожиданно.
Я никогда не говорил слова «папа»,«отец», поэтому трудно сразу так обращаться, и под «Иваном Трофимовичем» надоподразумевать эти слова, а под словом «Вы» – «ты». Так будет как-то теплее илучше.
Голова кругом идет от такого хорошегописьма. Так много хочется сказать! Мы обязательно встретимся, а пока будемписать. Буду писать сумбурно, так как гладко не получится. Вот у меня естьсестра (смотрю на фото), даже лицо чем-то знакомое. Двоюродных много, а такаяодна! Может, еще кто-то есть?
Я «Поле чудес» смотрю изредка и тутвключил… И вдруг такой привет! Я сразу понял, что это ты, но не ухватил адресЛюдмилы Викторовны и ее отчество. В понедельник был повтор передачи, и послеэтого я написал ей письмо… Очень благодарен «Полю чудес» и Людмиле Викторовне.Я им напишу, пусть больше передают приветов.
Так много сразу хочется написать, незнаю, с чего и начинать, мыслей много, а излагать трудно. Хочу все рассказать осебе и узнать о тебе (вот видишь, я уже на «ты»). Это надо не только мне, но исыну, внучке...
Мама много не рассказывала, да и я сподробностями не лез. Считал тебя пропавшим без вести на войне. Сохранилисьфотографии, где вы вместе молодые и красивые, а вот писем нет. Когда похоронилмаму в 1984 г., понял, что все безвозвратно оборвалось и не у кого спросить, ахочется знать больше и больше. Вот когда только это доходит!
Я хочу знать о тебе, твоих близких.Рад, что ты жив, думаю, что у тебя хорошая семья, и я всегда о тебе думалхорошо. Я неверующий, но как будто есть кто-то, кто в нужный момент заставилменя включить телевизор, а Людмиле Викторовну передать привет. Кто-то тамнаверху решил, чтобы мы нашли все же друг друга. Мне и Оля говорила: поискалбы. Но где искать? И вот как все получилось!!!
Что я помню по Ленинграду?Расположение комнат в квартире бабушки и деда, одну заводную игрушку, белуюмышку в домике, которую все же съела кошка, а я бегал за ней с ружьем... И ещехорошо помню небо с аэростатами. Когда немцы подходили к городу, началасьэвакуация. Многие, и наши в том числе, не хотели уезжать, бросать квартиры. Непредставляли, что будет. У меня дядя окончил там железнодорожный институт и всеже отправил нас последними эшелонами. Сам остался и погиб.
Помню плацкартный вагон, много людей,самолеты над нами. Поезд часто останавливался, все бежали в лес, потом посигналу паровоза опять в вагоны. Чуть там не потеряли дедушку.
Приехали в Свердловск к дяде (онработал на Уралмаше)... Ходил в детсад, а затем мы с мамой переехали подСвердловск на ст. Исеть, где мама работала секретарем на каменном карьере, азатем преподавала… По выходным ездили в Свердловск к бабушке и тете. Они жили вбараке. Деда там похоронили.
Мы на Исети тоже жили в бараке,комната квадратов 10-12. Над моей кроватью висела черная тарелка репродуктора.Помню, как звучали сводки Информбюро. Там я пошел в 1-й класс. И однажды вкоридоре барака раздался громкий крик «Победа-а-а!!!».
После 3-го класса мы с мамой перебралисьпод Уфу в поселок с интересным названием Новые Щелчки. Тетя Лена вышла замуж, в1948 году они переехали в г. Балей Читинской области. Дядя Коля работал главныминженером комбината «Балейзолото», тетя Лена инженером... В апреле 1949 года мыс мамой переехали к ним. Я был в 5-м классе. Мама устроилась работать впедучилище. В 1954 году я закончил 10-й класс.
Поехал поступать во Владивосток накораблестроительный факультет. Не хватило одного балла. Был недалеко, дажерядом от вас. В 1955 году был призван в армию. Прибыл в Спасск-Дальний,где 4 месяца обучался на радиста, а затем до июля 1958 года служил в Хороле нар/пеленгаторе. У нас был отдельный батальон связи, который обслуживал полетыдальней авиации. Закончил службу сержантом... 19 июля 1958 г., после получениявызова из института, демобилизовался и поехал в Новосибирск. Поступил вНовосибирский электротехнический институт связи. Закончил учебу в 1963 году ираспределился на Восточно-Сибирскую ж. д. в Иркутск.Работал там до января 1971 г., потом перешел работать воперативно-технический отдел УВД Иркутской области.
В 1962 году брал путевку в санаторий«Приморье» во Владивостоке в июле-августе. Брал с собой Сережу, он закончил 9-йкласс. Мы участвовали во всех экскурсиях, купались. Сереже Владивосток оченьпонравился. В 1994 году уволился по возрасту подполковником внутренней службы,зам. начальника технического отдела. С техпор не работаю. Достраивал дачу, а строили мы ее вместе с Олей и Сережей, всеполностью сами.
Омаме. До 1979 г. она жила в Балее, преподавала в педучилище русский языки литературу. Награждена значком «Отличник народного просвещения», медалями…
Оля родилась в 1939 г. в Балее.Познакомились мы с ней в 1963 г. Оба были на дипломе. Она оканчивалаНовосибирский техникум связи. Встретились случайно, разговорились. Оказывается,мы учились в одной школе и родители наши были знакомы. Она распределилась вЧиту. В ноябре 1963 г. мы сыграли свадьбу у родителей в Балее и приехали вИркутск. Оля работала на телецентре, в радиостудии, а с 1974 г. в УВД навычислительном центре.
В 1966 г. 1 апреля родился Сережа.Вырос, окончил политехнический институт (энергетический факультет). Работал двагода в проектном институте, а т.к. платили мало, ушел на завод «Сибирскийсувенир» ювелиром. Выучился самоучкой… В декабре 1987 г. женился, а 7 января1990 г. родилась Соня. В этом году пошла в 1-й класс. Живут они отдельно.Наташа, его жена, работает в сбербанке. Вот коротко о нас. На 2 февраля мнедают путевку, так что скоро увидимся, а где-то в феврале Сережа подлетит».Вскоре отец с сыном встретились и целый месяц провели вместе. А потом былорадостное и волнующее знакомство со всей новоприобретенной семьей.
Вместо эпилога
Как уже говорилось, Иван ТрофимовичСпивак – человек во Владивостоке известный. Не хочется говорить о нем впрошедшем времени, хотя ушел от нас он еще в 1999 году. Многие сотни егоучеников добрым словом вспоминают своего Учителя – не только по ДВГУ, а даже подовоенным школьным годам. В последний день зимы нынешнего года в Приморскойкраевой библиотеке имени М. Горького прошел вечер памяти Ивана Трофимовича. Послучаю 100-летия со дня его рождения множество людей пришло, чтобы поделитьсямыслями о нем, о его методических и критических работах, о литературныхпроизведениях – ведь Спивак был еще и членом редколлегии альманаха «Тихийокеан» и автором нескольких пьес.
СемьяИвана Трофимовича тоже достаточно известна. Долгие годы в школах Владивостокапроработала его жена, Раиса Евгеньевна. Сын, Павел Иванович Спивак, окончилистфак ДВГУ, основал знаменитую когда-то Восточную школу (к сожалению,загубленную чиновниками). Дочь, Ольга Ивановна, работала в школе, в сферекультуры, основала туристическую фирму «Ольга», которой руководит уже более 20лет. Есть внуки и правнуки, так что род Спиваков продолжается. Видимо, не зрясчитается: люди живы, пока их помнят...
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ