Девушка в коробке

2 ноября 1995 года во втором вагоне электропоезда № 6405 сообщением Артем Приморский I – Владивосток была найдена картонная коробка из-под апельсинов. Судя по надписям, цитрусовые прибыли в Россию из Австралии. Но фруктов в коробке не было. В ней лежали фрагменты женского тела, завернутые сначала в полиэтиленовую пленку, затем в простыню с пришитой фирменной биркой одной из владивостокских прачечных.

19 февр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3492 (24) от 19 февр. 2014
ee08eddde9400dc298298430fc3c940d.jpg

Резонансное дело об убийстве несовершеннолетней Натальи Бочаровой до сих пор не сдано в архив

Имена и фамилии некоторыхперсонажей этой истории изменены.

Хозяин мог сойти

Коробку, перевязаннуюверевкой, обнаружили под сиденьем два гражданина без определенного места жительства.Они надеялись поживиться дармовыми фруктами или хотя бы пустыми бутылками. Но, когдабомжи открыли коробку и увидели ее содержимое, едва не потеряли сознание.

Рассказывает заместительначальника Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте полковник полиции Сергей Пендюров:

– Как сейчас помню, этобыла пятница между 16 и 17 часами. Наш сотрудник младший оперуполномоченный ПавелПримак возвращался на электричке из Артема во Владивосток после отработки адресовпо другим преступлениям. На подъезде к городу машинист вдруг объявил по внутреннейтрансляции, что по техническим причинам двери по прибытии на конечную станцию будутоткрыты чуть позже. И попросил пассажиров оставаться на местах. Примак пошел к машинистувыяснить, что случилось, и тот ему рассказал о коробке.

В 1995 году начальникомуголовного розыска Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте был Юрий Карака,ныне покойный. А наш рассказчик Сергей Пендюров работал младшим оперативным уполномоченнымуголовного розыска в звании сержанта милиции. С момента описываемых событий прошлопочти 19 лет, но дата обнаружения фрагментов человеческого тела в коробке навсегдаотпечаталась в его памяти…

Электричку остановилина станции Первая Речка, ее тут же оцепилиоперативники. В вагонах находилось около сотни человек, на всякий случай их всехпереписали.

– Не исключено, что средипассажиров был тот, кто оставил страшную ношу под скамьей. И этот некто сейчас наблюдаетза происходящим, – так рассуждали опера.

Позже все пассажиры былипроверены на возможную причастность к преступлению. Но «перепись населения» ничегоне дала. Электричка шла из Артема, и хозяин коробки мог сойти на любой станции попути следования. А мог и подбросить ее на пути в Артем из Владивостока. К сожалению,в те годы инфраструктура железной дороги еще не была под контролем камер видеонаблюдения.

Жертва маньяка или карточнойигры?

Милиционеров, а такжеэкспертов-криминалистов, повидавших немало трупов обгоревших, раздавленных и разрезанных,тогда поразило, с какой аккуратностью было расчленено тело из коробки. Будто быего разделили на части либо скальпелем, либо хорошо заточенным ножом. Грудная клеткатакже была вскрыта вдоль торса, внутренние органы отсутствовали. Тело было так тщательновымыто горячей водой, что ни на пленке, ни на простыне не было ни капли крови. Эксперты-криминалисты предположили, что здесь приложил руку человексо знанием анатомии или квалифицированный мясник.

В том, что торс принадлежалмолодой женщине, сомнения не было. Судя по телосложению, несчастной было от 15 до25 лет. По всем признакам ее убили не более 6­8 часов с того момента, как нашликоробку. То есть совсем недавно. Поэтому коробка не могла долго кататься под сиденьемэлектрички, ее бы наверняка заметили.

– Прежде всего тело дактилоскопировали,чтобы установить личность погибшей. Но в нашей картотеке ее отпечатков пальцев небыло. Одновременно мы начали отрабатывать заявления по пропавшим без вести молодымженщинам в возрасте от 15 до 25 лет. Потом дали объявления в газеты с просьбой сообщать нам о фактах исчезновения илиневозвращения домой девушек и женщин. Также мы установили, что апельсины из Австралии не продавались во Владивостоке. Ни в магазинах,ни на овощебазах их не было. Мы так и не выяснили, откуда взялась эта злосчастнаякоробка, – вспоминает полковник полиции Сергей Пендюров.

Как сейчас принято говорить,это было резонансное преступление. И хотя о расчлененном теле в коробке в газетахне было ни слова, благодаря сарафанному радио о ЧП в электричке вскоре знал весьВладивосток. По городу поползли слухи о маньяке, который насилует и убивает женщин. Знающие люди утверждали,что это бандиты из «третьей смены» таким зверским способом расправляются с проститутками,отказавшимися платить за «крышу». Еще поговаривали, что убиенную якобы проигралв карты один из королей местного криминального сообщества. Будто бы он поставилна кон жизнь любимой девушки против дорогого японского джипа, который очень хотелзаполучить у карточного противника. Но авторитету не подфартило, а карточный долг– дело святое. Хочешь не хочешь, а отдавать надо, иначе перо в бок…

Сегодня эти домыслы кажутсяабсурдными и даже смешными. Но не забывайте, что наша история из середины лихих90-х годов, когда во Владивостоке едва ли не каждую неделю кого-то убивали: стреляли,взрывали, поджигали, топили. Сколько душ тогда было загублено, знают лишь золоотвалТЭЦ-2 и свалка на Горностае, ныне закрытые.

Бирка – это след

Между тем следствие набиралообороты.

– В течение двух сутокмы объезжали и обзванивали адреса пропавших без вести и не вернувшихся домой женщин.Давали телеграммы в районы края. Объем работы был очень большой. Нередко тянулипустышки, без этого никуда. Мы находили девушек, которые занимались проституциейв разных фирмах и притонах и которых давно потеряли близкие. Попутно, сами тогоне ожидая, раскрыли несколько краж. Некоторые «без вести пропавшие» девушки былиживы-здоровы и промышляли преступной деятельностью. Десять дней весь личный составуголовного розыска жил в кабинетах. Домой опера уходили только помыться и переодеться,– рассказывает Сергей Пендюров…

Третий день следствия,это было воскресенье, оказался удачным для следственной группы. По бирке с номеромзаказа сыщики установили адрес прачечной, где стирали простыню. Она располагалась в районе площади Окатовой. Вто время во Владивостоке работало не более шести пунктов бытового обслуживания населения,принимавших белье в стирку. Поэтому найти искомую прачечную было нетрудно. Такжепо номеру на бирке была найдена и изъята квитанция с фамилией и адресом владельцапростыни, который проживал в доме № 5 на улице Олега Кошевого.

В это же время другаяоперативная группа, отрабатывая информацию о потеряшках, обратила внимание на заявление, зарегистрированноев отделе милиции № 2 по Первореченскому району. Некая гражданка Бочарова просиланайти ее 15­летнюю дочь Наталью, пропавшую несколько дней назад. Согласно заявлениюродители девушки жили на улице Сабанеева. Между тем Наталья жила у бабушки на улицеОлега Кошевого, дом № 5. Она оканчивала школу в этом районе, где еще недавно, допереезда на Сабанеева, жила ее семья.

– Мы состыковали дваэпизода, это бирку с номером и заявление гражданки Бочаровой, где было сказано,что ее дочь жила у бабушки, и у нас совпала фамилия человека, сдававшего простынюв прачечную, с фамилией пропавшей девушки! Мы сразу разделились на две группы ипоехали с обысками по указанным адресам, – рассказывает Сергей Пендюров.

Когда полиция ищет пропавшихлюдей, то первые подозреваемые в таких делах родственники. Кроме того, сыщикам необходимоосмотреть место, где жил пропавший человек, изучить круг общения, его личные вещи,дневники, если они есть, опросить соседей и так далее. Это уже азбука сыска.

Это наша голова

Опять же в воскресеньеближе к полуночи в дежурную часть линейного отделения милиции на транспорте поступилосообщение о том, что в районе железнодорожной станции Мыс Чуркин в полиэтиленовомпакете найдена голова женщины.

– Скорее всего, пакетсбросили с дороги, проходящей по улице Калининской чуть выше железнодорожной ветки.И он скатился по косогору прямо к платформе, – предположили оперативники на местепроисшествия.

Голова была замотанав грязную тряпку. По словам эксперта-криминалиста, «голову отделяли очень неаккуратно.При жизни у женщины вырывали и выстригали волосы. Судя по синякам на лице, ее били».

Сыщики сразу проинтуичили,что это «их голова». В морг на опознание привезли родителей девушки, бабушку с дедушкойи тетю. И те подтвердили догадки следствия. Далее началась методичная отработка круга подозреваемых. В числе первых вэтом списке оказалась… тетя Натальи Бочаровой. У женщины было медицинское образование,она знала анатомию. И на тот момент работала в стоматологическом центре.

Следствие рассматриваломного версий, в том числе и похищение. Тогда во Владивостоке «работало» много преступных бригад из бывших спортсменов,которые не признавали даже воровские законы. Вспомните шуточную песню из той эпохи:«Мы бывшие спортсмены, а ныне рэкетмены…». Беспредельщики могли схватить девушкуна улице просто так, ради забавы, а потом, наигравшись и натешившись, убить. Ноэта версия отпала, когда следствие начало отрабатывать простыню.

– По словам бабушки,Наталья пошла с друзьями в баню. Но в баню постельные принадлежности не берут, таместь свои простыни. Мы стали изучать круг друзей и знакомых Натальи. Из них пятеропозже будут арестованы, но не по этому делу, а по другим. В ходе следствия нам удалосьдоказать причастность этих людей к другим преступлениям, совершенным на территорииВладивостока. Это были угоны машин, грабежи, разбойные нападения, – вспоминает подробностиполковник полиции Сергей Пендюров.

Окончание в следующемномере.




Автор: Сергей КОЖИН