Кто есть кто на наших прилавках

Изобилие продуктов на полках магазинов иногда радует, иногда вгоняет в ступор. Мы, обычные потребители, делая свой выбор, надеемся на собственное чутье или чьи-то рекомендации. К слову, о советах. Чтобы помочь своей аудитории, один из интернет-порталов Владивостока запустил специальный проект, в рамках которого проверяет качество продуктов питания и технику.

19 февр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3492 (24) от 19 февр. 2014
6989ff5211b49d835c93a7c71255f49b.jpg

Сколько фарша в блинах и есть ли в банке кукуруза, выяснили народные эксперты

От идеи до реализации

– Подобный проект оченьинтересен и востребован, – говорит генеральный директор сайта «Владмама» Ольга Романова. – По продуктам питаниясейчас море информации, в котором обычный покупатель «плавает» и никак не можетразобраться. Нас пугают то канцерогенами,то ГМО, то радиацией и еще бог весть чем, так что хотелось бы узнать, что же насамом деле представляют собой самые популярные у горожан продукты.

Различные экспертизы,которые проводят центральные СМИ, зачастую проверяют продукты, которых на нашемрынке попросту нет. Один из местных телеканалов также делал экспертизы, но эта программаприказала долго жить. К тому же она не охватывала весь спектр продукции, о которойхотели бы знать горожане. К нам на сайт часто поступают жалобы на качество продуктов,отзывы о тех или иных товарах, просьбы проверить производителей. Ведь основная аудиториянашего портала – это мамы. И, конечно, они бьют тревогу, когда какой­либо продуктвызывает подозрение или, например, когда находят в хлебе кусок стекла, – были унас и такие случаи. Поэтому мы и решили помочь горожанам разобраться с теми вопросами,которые их волнуют.

Работаем мы по заявкамчитателей. Экспертиза – услуга дорогая. Так, чтобы оценить один продукт по тремкритерием, придется отдать четыре тысячи рублей. Естественно, все это делается занаши деньги, редакционные. Так что линейка подопытных товаров ограниченна.

Начали мы с продуктовдетского питания, так как ими посетители сайта интересовались больше всего.

Первый опыт – творожок

Объектом первой экспертизыстал один из наиболее часто покупаемых продуктов – детский творожок. Сотрудникамиинновационного технологического центра «Лабораторный комплекс ветеринарно-санитарнойэкспертизы» было проверено три образца творожков разных производителей: детскийтворог «Агуша», «Тема», «Кроха» (от 6 месяцев).

Как показали исследования,творожки всех трех торговых марок оказались полностью пригодными для детского питания.В их составе не было обнаружено запрещенных добавок или каких-либо посторонних компонентов.Белки, жиры, углеводы в некоторых продуктах хоть и отличались от заявленных производителем,но опасений не вызывали, так как в лабораториизавода-изготовителя берется на проверку усредненная проба. Все три образца по всемпоказателям полностью соответствовали требованияммолочного техрегламента.

Следующим на очереди был кисломолочный биопродукт «Бифифрут». Как выяснилосьв лаборатории, содержание белков и жиров в образце оказалось ниже, чем заявленопроизводителем на упаковке, что говорит об изготовлении продукта из сухого молока.Антибиотиков в «Бифифруте» обнаружено не было, а содержание в продукте токсичныхэлементов находится в пределах допустимого.

Также выявилось, чтоколичество молочнокислых микроорганизмов выше положенных норм. Возможно, это связанос тем, что были нарушены условия хранения данного продукта или процесс его транспортировки.Несоблюдение температурных параметров могло создать благоприятные условия для интенсивногоразмножения микроорганизмов. Поэтому летом с молочкой нужно быть особенно осторожными.

В «Бифифруте» действительноприсутствовали кисломолочные бифидо- и лактобактерии, что, несомненно, полезно дляорганизма, в частности, для системы пищеварения. В общем, продукт вполне соответствовалтребованиям техрегламента.

Как объяснили сотрудникисайта, этим данным можно верить на сто процентов.Купить результаты проверки невозможно. Специальных аккредитованных лабораторий воВладивостоке всего четыре. Они очень дорожат своей репутацией, так как даже теньподозрения практически ставит крест на лаборатории. Тем более что недовольные результатамиэкспертизы производители в любой момент могут призвать лаборатории и заказчиковзакупки к суду, где придется подтверждать результаты проверки.

– Пока у нас не былоникаких проблем с производителями, никто к нам не выходил с претензиями, не возмущался,– продолжает Ольга Романова. – Но я думаю, что это не исключено и у нас все впереди.Мы только начали свою деятельность, но не собираемся останавливаться на достигнутом.Кстати, уже был один инцидент. Мы проверяли молочный продукт, где, по заявлению производителя, должны были содержатьсябифидобактерии, но лаборатория в соответствующей главе указала результаты «Не обнаружено».Связались с руководством предприятия. Реакция была быстрой, ведь репутация любойкомпании важна. Как оказалось, само исследование по этому критерию должно осуществлятьсяпо другому протоколу, нежели тот, который был осуществлен.

Оценивают потребители

Параллельно с профессиональнымилабораторными исследованиями создатели проекта решили проводить и другие экспертизы– народные дегустации. В них участвовало около 60 человек самого разного возраста,материального положения и вкусовых предпочтений. Продукты закупались в сетевых магазинах, дегустациипроводились в офисе «Владмамы» и в одном из городских кафе.

– Дегустация, может,и не с точностью лабораторий выявит состав продукции, но является хорошим подспорьемдля суждения о том или ином товаре, – считает Ольга Романова. – Дегустации основываютсяна мнении случайных людей, так что никакой подтасовки фактов здесь также быть неможет. На самом деле подобной экспертизой приморских обывателей не слишком частобалуют. В основном ее проводят либо производители-заказчики, которые предлагаютпосетителям, предположим, супермаркетов попробовать новый вид выпускаемой ими колбасы,либо журналисты в рамках какого-либо расследования или праздника. Мы решили пойтидальше и сделать наши дегустации чем-то более масштабным и правдивым.

Одним из первых объектовдля дегустации стали фаршированные блинчики с мясом. Было выбрано несколько самыхпопулярных во Владивостоке марок этого продукта. Места распределились следующимобразом.

Фаворитом стали блиныТМ «Мириталь» (100 руб./480 г) за соответствие цены и качества. Внешний вид выпечкиоказался очень достойным: блины красиво сложены, тесто пышное, узорное, посмотретьприятно. При приготовлении продукт свою форму не теряет, разве что становится немногожестковатым. Начинки не очень много, однако вкус насыщенный и создает приятное сочетаниес чуть сладковатым тестом. Пахнет вкусно.

Далее в рейтинге шлапродукция ТМ «Сибирский деликатес» (323 руб./1000 г). Несмотря на довольно высокуюцену, эти блинчики лишь вторые. По вкусу, может, они и не уступают победителю, начинкимного, она очень сочная и вкусная, но, по мнению некоторых дегустаторов, излишнежирная. Форму блинчики не держат, разваливаются, но при этом само тесто очень тонкоеи хрустящее. К минусам можно отнести сильный запах чеснока, немного химический аромат.

В середине списка стоит один из приморских производителей.Столь низкую позицию заслужили блины вполне оправданно – тесто очень плотное, словнорезиновое, совсем не похожее на домашнее. Форма, естественно, держится, а сомненияпо поводу натурального происхождения продуктов, входящих в состав этих блинов, растут.Начинки не очень много, она больше напоминает паштет, чем фарш, и тоже выглядит очень ненатурально. Запах у продукта обычный: приятныйи ненавязчивый. Очень чувствуется перец.

Последней в рейтингеоказалась продукция ТМ «С пылу с жару» (83,50 руб./ 360 г). Тесто вязкое, резиновое. Несмотря на то что по внешнемувиду этот продукт больше всего напоминаетдомашний, его вкус разочаровал: начинки мало, блин суховат, послевкусие неприятное.

Еще одним гостем дегустациистала консервированная кукуруза. Так же, как и с блинчиками, было выбрано несколькосамых популярных брендов этой категории.

Первое место, котороемногие пророчили продукции «Бондюэль», заняла кукуруза ТМ «Хайнц» (39 руб./390 г).Вкус молодой, хрустящей кукурузы. Зерна разные по размеру, слегка темноваты. Понравилась всем участникам дегустации.

Далее стоит кукурузаТМ «Любимая дача» (30 руб./314 г). Несмотря на достаточно красивый цвет зерен, оказалась абсолютно несладкой, безвкусной и дажепресной. Кроме этого, в банке попадался различный мусор – рыльца и зерна с темными вкраплениями.

В середине списка оказаласьпродукция ТМ «Green Ray» (25 руб./200 г). Заявлена как сладкая кукуруза высшегосорта. Внешний вид на тройку – зерна мягкие, рыхлые, пресные. Вода мутная, многопустых зернышек. На вкус не очень сладкая,солоноватая, напоминает вкус зеленого горошка.

А вот кукуруза ТМ «Бондюэль»(35 руб./170 г) немного разочаровала. Внешне красивые, яркие и сочные зерна по вкусуменее сладкие, чем другие представленные образцы. Практически все дегустаторы отметилиприсутствие соли и, как следствие, солоноватый вкус. По консистенции зерна мягкие,хрустящие и сочные.

Остальные результатыдегустаций и исследований можно посмотреть на сайте. Также можно и самим побыватьв роли дегустатора в народных экспертизах.

Автор: Кристина МУРЛЕЕВА