Омлет на публику

«Ресторанный день», прошедший во Владивостоке в третий раз, успешно держит марку: по числу заявленных участников он уступает только подобному мероприятию в Санкт-Петербурге, второму по масштабу в мире. Корреспондент «В» отправился в кампус ДВФУ не только вкусить экзотические блюда, но и пообщаться с будущими и настоящими рестораторами города.

19 февр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3492 (24) от 19 февр. 2014
f11e1ddea83df2d19a6476533b8d264c.jpg

Испытать все трудности ресторанного бизнеса можно было на острове Русском

Пища во имя общения

«Ресторанов на один день» (основная форма работы, принятаяна «Ресторанном дне») только на острове Русском было организовано 30. Число жегостей, судя по заявкам на электронные билеты, составило 900 человек, не считаястудентов университета, для которых доступ на мероприятие и так был открытым. Аведь площадки мероприятия действовали и на материковом Владивостоке.

– По своей задумке «Ресторанный день» – мероприятиенекоммерческое. Сюда закрыт вход для профессиональных баров, ресторанов, каких-торелигиозных организаций, – комментирует бессменный организатор кулинарногопраздника во Владивостоке Алик Бережной. – Моя задача как посла данногомеждународного мероприятия – всего лишь следить за тем, чтобы как можно большеечисло людей узнало о нем. В остальном же участники сами занимаются организациейсвоей точки, выбирают для себя концепцию, блюда. Если сравнивать с известнымипримерами, это похоже на то, как школьники в Америке продают лимонад – многоденег на нем не заработаешь, скорее, это делается для общения.

– Заметно, что собрались хорошиеповара, и они вынесли свое искусство на суд публики – уже одно это достойноуважения, – комментирует гость мероприятия Сергей. – Мы здесь с самого открытияи успели уже попробовать всего по чуть-чуть. Говорят, чтов одном из ресторанчиков можно было купить какой-то особенный кофе, но сделать это нам помешали некоторыеорганизационные недочеты – например, ребята не могли вскипятить воду из-за перебоев сэлектроснабжением.

И если кому-то из тех, кто былзаявлен на «Ресторанном дне» в качестве участника, действительно не хваталоэлектричества, а кому-то – полноценнойгазовой плиты, то были и те, кто остался доволен предоставленнымиорганизаторами условиями.

– Торт «Медовик» должен настаиваться втечение шести часов, а томаты перед тем, как положить их в тарталетку, должныбыли готовиться в течение трех часов, так что будь тут общая кухня, мы бы заняли ее одни, – говорят Юля иСлава из ресторанчика, название которого с французского переводится как«Маленькие удовольствия».

Солидные вьетнамцы имодные французы

– Радует, что практически всемероприятия нынешнего «Ресторанного дня» проходят в одном месте, – делитсястудент Павел. – Знаю, что вьетнамская кухня очень вкусная, правда, попробоватьее здесь пока не удалось – слишком уж велика очередь. Также порадовал суп отресторанчика «Саттва».

– Наш с Денисом ресторан называется«Саттва», что на санскрите означает «чистота», духовная и физическая, ведь вегетарианская пища в каком-то смысле ведет кдуховному прогрессу человека, – объясняет Алена Русакова. – Все наши рецептыавторские, есть и модернизированные традиционные. Некоторые мне вообщеприснились, как, например, кокосовые шарики с кэробом – полезным заменителемшоколада. Изначально рецепт показался мне странным, но конечный результатполучился очень даже ничего. Вообще, получается, что по себестоимостивегетарианские блюда выходят не намного дешевле традиционной кухни –используемые нами молочные продукты сегодня дороги, а ведь даже сливочное масломы используем с жирностью не менее 82 процентов.

– Наша семья постоянно посещаетподобного рода мероприятия во Владивостоке – бываем на кулинарных фестивалях,посещаем мастер-классы, пробуемновые блюда. На «Ресторанном дне» расстроил тот факт, что основной упоррестораторами был сделан на сладости – нам, девушкам, конечно, понравилисьвсевозможные тортики и конфетки, а вот мужчинам хотелось чего-то болеесолидного, с мясом. К сожалению, солидное стало появляться на прилавках, когдамы уже собрались уходить, – рассказывает Анастасия.

– Весь прошлый год я провела воВьетнаме, а так как готовить люблю, то мы с моей подругой Аней решилипознакомить людей с культурой, от которой я без ума, – говорит София. – Найтинужные рецепты оказалось нетрудно (сегодня все есть в Интернете), другое дело –перевести их с разных языков, особенно необычные слова, например бадьян. Впоисках необходимых ингредиентов, кстати, объездили во Владивостоке три рынка.

Свой выбор девушки остановили наглавном вьетнамском блюде – традиционном супе фо, который там едят на завтрак.Один только бульон для этого супа следует варить в течение пяти часов. Такжегости могли попробовать блинчики нем из рисовой бумаги и с аппетитной начинкой.Ну а утолить жажду можно было лимонадом.

– Наша знакомая делала свою выпечку.Предложила организовать небольшой бизнес, – говорят Илья и Ирина из «Мастерскойсладостей». – Предложение наше оказалось весьма востребованно: люди сегодня хотят чего-то домашнего,эксклюзивного. К тому же кондитерские изделия стали чем-то модным – взятьте же макарон – французское миндальное печенье, ставшее популярным в ресторанахбыстрого питания во Франции, но пришедшее к нам из Японии и Америки.

Гости «Ресторанного дня» одновременностали и участниками съемок первого выпуска кулинарного реалити-шоу «Плохой повар»– в съемочной группе на данный момент работают всего двое энтузиастов.

– Во Владивостоке, насколько мнеизвестно, подобного шоу никто не делает. «Плохим» мой повар стал оттого, что яи сам непрофессионал, хотя на кухне с 11 лет. Хочу научить людей тому, что знаюсам, и научиться чему-то новому – дляпервого выпуска мы готовим итальянский и французский омлеты. Дальнейшие выпускибудем снимать дома и на кухне ресторана, уже без зрителей. Для начала хотелосьбы, конечно, набрать минимум миллион просмотров на YouTube, – делится главный иединственный герой шоу Андрей.

После публичной готовки омлетов поварпереключился на солидную еду – борщ, горячий шоколад, чтобы, как говорит, окупить потраченные напродукты деньги.

«Ясли» для будущихрестораторов

В отличие от предыдущих «Ресторанныхдней» в части мастер-классов на этотраз решено было сделать упор на создании собственного ресторанного бизнеса –вероятно, сказалось сотрудничество организаторов праздника с представителямибизнес-инкубатора.

– Решили в этом году ограничитьсялекторием с участием известных специалистов, – комментирует один изорганизаторов Иван Матюшкин, сотрудник бизнес-инкубатора «Terra Creativa». – У нас выступил менеджер поразвитию сети ресторанов «Зума» Сергей Ицков, генеральный директор сети кофеенВладимир
Ткалич рассказал о том, как открывали точку в Гонконге, а Илья Колесниченко –об открытии собственного ресторанного бизнеса, в который он, собственно, ипришел после одного из прошедших «Ресторанных дней». Кстати, именно последнийпример и вдохновил нас на смену концепции мероприятия от флешмоба к чему-тоцентрализованному, с ярко выраженной образовательной составляющей – мы оценилистарательность участников, видно, что люди хотят попробовать себя в крупномделе, но боятся этого. На самом деле даже организовать ресторан, чьядеятельность рассчитана всего на один день, очень сложно – и многие с этимсправляются.

Помимо вышеуказанных лекторов на«Ресторанном дне» также выступил Дмитрий Пушница с рассказом о том, какорганизовать свою службу доставки пиццы, а Татьяна Дольникова, экономист МКУ«Центр развития предпринимательства», рассказала, на какую поддержку отгосударства вправе рассчитывать молодые предприниматели. Работа же самихресторанчиков была организована таким образом, чтобы хотя бы один из«владельцев» имел возможность послушать выступающих.

Завершился кулинарныйпраздник выступлением групп Krismirror и Starcardigan.

Справка «В»

Согласно сложившейся традиции во всем мире международный«Ресторанный день» проходит каждый сезон – 4 раза в год. Энтузиасты и любителикулинарии могут открыть свое однодневное кафе или бар в самом неожиданномместе: в парке, сквере и во дворе своего дома, в квартире или специальнопостроенной временной конструкции. Всего за время прошедших кулинарныхпраздников во всем мире было открыто более 8500 ресторанчиков, которые посетилпочти миллион гостей.

В 2012 году мэр Хельсинки, столицыФинляндии, подарившей миру «Ресторанный день», назвал его проектом, который«определит наше будущее». Именно такая форма работы, по его мнению, заставляетлюдей экспериментировать и задумываться о том, как улучшить нашу повседневнуюжизнь.

Самый большой в России «Ресторанныйдень» в Санкт-Петербурге впервыепрошел 18 мая прошлого года. Тогда на улицы города в качестве ресторатороввышли несколько сотен человек, открывших в общей сложности больше 150однодневных кафе. В прошедшее же воскресенье только по предварительным заявкамна различных площадках Петербурга планировалось открыть 116 ресторанов.

По результатам уже прошедших «Ресторанных дней» был составлен списоксоветов всем желающим открыть собственный бизнес на один день. Во-первых, большоевнимание рекомендуется уделить детальной проработке концепции будущегозаведения, ведь люди скорее пойдут в место с необычным предложением. Тем неменее организаторы отмечают, что необычность – не главная цель, просто стоитподумать, в какое заведение вы сами бы пришли с удовольствием.

Кстати, практика показывает, что ивегетарианские блюда, и кондитерские изделия – весьма распространенноепредложение на «Ресторанном дне», и лучше подобрать несколько эксклюзивныхрецептов, простых в приготовлении, в которых вы уверены. Также стоит уделитьособое внимание разработке, если можно так выразиться, собственного бренда,пусть даже на один день: озаботиться названием кафе, его логотипом, оформлениемменю и заведения в целом.

Следующий международный«Ресторанный день» состоится 17 мая.



Автор: Антон ВАЛЬТОН