Москва – второй Сарай
Никто не спорит вот с чем: кочевники внесли масштабные корректировки в вектор исторического развития России. Этому учат еще со школьной скамьи. Эффект от татаро-монгольского нашествия подается исключительно в негативном свете. Но жизнь, как водится, намного богаче любых интерпретаций. Сегодня ученые активно пересматривают устоявшиеся взгляды и приводят все более удивительные аргументы. О том, как кочевой мир помог зародиться нашей государственности, о монгольской глобализации и о многом другом в интервью «В» рассказал член-корреспондент Российской академии наук, ведущий специалист по истории кочевого мира на Дальнем Востоке Николай Крадин.
Новый взгляд на влияние кочевников в истории мира и России
Ученые ДВО РАН представили новый взгляд на влияниекочевников в истории мира и России
Мыслили глобально
На январском заседании президиума ДВОРАН ученый выступил с докладом «Кочевники в мировой истории», в котором обобщилрезультаты последних исследований и представил новый взгляд на кочевыеобщества. Николай Крадин также является соавтором второго тома «Всемирнойистории» – масштабного проекта Российской академии наук, который будет состоятьиз шести томов. Второй вышел в 2012 году и был посвящен истории Средних веков.В прошлом году он прочитал лекцию перед французскими профессорами в Колледж деФранс в Париже, посвященную кочевому миру.
– Николай Николаевич, почему это темасейчас настолько популярна?
– Историки всегда пишут историю, вомногом переосмысливая свой жизненный опыт. Вы думаете, почему среди шестимировых классиков теории цивилизаций трое наших соотечественников? Да потому,что для нас характерно восприятие мира через призму кризиса и раскола, намвсегда кажется, что настоящее хуже прошлого, а будущее просто ужасно, вотпоэтому три наших великих соотечественника – Данилевский, Сорокин, Гумилев –создали теории, согласно которым история – это процесс возникновения, роста,расцвета и упадка разных цивилизаций. Каждому из них казалось, что он живет вэпоху кризиса.
Вот и сейчас мы живем в эпохуглобализации, эпоху беспрецедентных культурных обменов между различныминародами и государствами. Наверное, это влияет на нас, историков, и мы пытаемсяотыскать истоки современных изменений в далеком прошлом.
– В чем заключается новизнасовременного взгляда на кочевников?
– Во «Всемирной истории» нам удалосьпреодолеть штампы евроцентризма. Вклад крупнейших цивилизаций был показанодинаково, а связующую роль между ними – как цемент между кирпичами – сыграликочевые общества.
Традиционным было считать, чтокочевники – исключительно грабители, разрушители, варвары. В этом есть немалоправды. Они нападали, уничтожали, из-за них гиблигорода, государства, цивилизации. И Киевская Русь как государство пала подударами монголов. Однако кочевники приносили не одно зло. Существуют ипозитивные моменты. Так, они явились чем-то вроде силовогополя, по которому проходили контакты между различными цивилизациями.
Мы стали активно использовать понятие«глобализация» применительно к эпохе Средневековья. Сейчас мы живем вглобальном мире. Видим, как изменение цен на нью-йоркской бирже моментально влияет на ритмы экономическойжизни в Сингапуре или Японии. Но взаимодействие между цивилизациями Запада иВостока существовало и в древности. Только ритмы были более медленными.
Во времена монголов сложилось торгово-экономическоепространство, по которому пошли очень интенсивные обмены: технологические,культурные, торговые. Самые хрестоматийные примеры: так называемая китайскаяплавающая игла (компас) помогла европейцам выйти в открытый океан и открытьНовый Свет. Порох – тоже изобретение Поднебесной. Столетняя война началась,когда использовали только холодное оружие, а заканчивалась под канонадыфранцузской артиллерии, удивительно похожей на китайские тыквообразные пушки.Печатный станок – вещь, которая в Китае была известна гораздо раньше, чем ИоаннГуттенберг изобрел свой аппарат.
Монголы создали гигантскую империю,прообраз глобального мира. Были установлены системы торговых караванов,контакты с далекими государствами. Это, в принципе, их и погубило. В наше времямы сталкиваемся с проблемой моментального распространения различных эпидемий(атипичной пневмонии, птичьего гриппа и др.). За считаные часы болезнь способнадолететь с одного конца земли на другой. В Средние века эти контакты былимедленными, но именно то, что монголы создали своеобразный «буфер обмена» междустранами, стало причиной появления черной смерти в Европе. В 1331 году чумапоявилась в Китае. Уже через 17 лет во время осады города Кафы монголыиспользовали некий аналог бактериологического оружия – трупы умерших от чумызабрасывали катапультами через крепостные стены. Болезнь попала в Италию ираспространилась по Европе, в результате чего, по разным оценкам, погибло от 40до 60 процентов европейского населения.
Европе – технологии, нам– разруха?
– Чем отличается влияние кочевыхобществ на Европу от их влияния на нас?
– Монголыпосле покорения Руси организовали военный поход на Европу. Рыцарская конница небыла в состоянии с ними справиться. Но Европа не представляла жизненнойнеобходимости для кочевников. В то время она была далеко не центром мировогоисторического развития. Все основные сокровища сосредоточились на БлижнемВостоке, в Индии и Китае. Европу спасла смерть великого хана Угэдея, сынаЧингис-хана. Монголы посчитали самым важным вопросом выборнового великого хана и повернули обратно.
Есть такая концепция, согласно которойпоявление стремян перевернуло историю Старого Света. Она была выдвинута ЛинномУайтом в 1960-е годы. Стремя позволило создать тяжелую кавалерию, аэто было дорогое дело. Чтобы снарядить всадника, нужны немалые ресурсы. Такпоявился феодализм. Концепцию можно ругать за технологический детерминизм, и,наверное, правильно – были и другие факторы, которые привели к феодализму. Ноесли бы стремя не появилось в VI веке в Европе, то и феодализма, возможно,никакого не было. А стремена в Европу принесли кочевники. Они были изобретеныпримерно в III-IV веках. Кстати, изобрели стремя у нас, на ДальнемВостоке. Где-то на территориимежду современным Китаем, Корейским полуостровом и Внутренней Монголией. В VIвеке тюрки, которые создали тяжелую кавалерию, разгромили каганат жужаней.Жужани бежали в Европу, где стали известны нам под названием авары. Именно онипринесли туда стремена.
Стремена произвели серьезныйтехнологический переворот. Стало удобнее стрелять из лука, что сыгралоположительную роль больше для земледельцев, нежели самих кочевников, потому какте еще в древности освоили знаменитый парфянский выстрел, когда всадник наскаку поворачивается и стреляет из лука. Стремена позволили создать тяжелуюкавалерию, которая сменила сарматских катафрактариев (вооруженную конницу). Укатафрактариев не было устойчивости. Копье нарушало баланс, не давало хорошодержаться в седле. Когда появились стремена и седла с высокой лукой, токавалерия стала доминирующей силой на полях сражений и являлась таковой на протяжениипочти тысячи лет.
Это очень увлекательная и одновременнотрагическая страница мировой истории. Печально осознавать, сколько человеческихумов ломали головы, как бы изобрести новые ухищрения, с помощью которых можнобыло бы уничтожить себе подобных… Сейчас много пишут о роли распространениявоенных технологий в мировой истории. Это и выдающийся американский историкУильям Мак-Нил, и егопоследователь в нашей стране профессор Сергей Нефедов из Екатеринбурга.
– А что же у нас, в России?
– Для России же татаро-монгольское игопривело к формированиютотально-административныхуправленческих систем. Правда, трудно сказать, можно ли было без этихмеханизмов создать такую мощную государственность, какая затем появилась вРоссии. Шарль Луи Монстескье вывел выдающийся закон: для маленьких государствхарактерна республика, для средних – монархия, а для больших – империя. Весьвопрос в том, возникла бы Российская империя при отсутствии модели,установленной монголами?
– Так возникла бы?
– С приходом кочевников Русь вообщеперестала существовать как некая политическая целостность. Она была включена всостав Золотой Орды. Но благодаря этому нам удалось сохранить свою культуру, нестать карликовым государством, как страны Балтии. В тот момент шло активноепродвижение рыцарских орденов с Запада на Восток. Те части нашей страны,которые не попали под монгольское влияние, превратились в карликовыегосударства. Монголы в известной степени помогли отстоять русскую культуру отнашествия немецких орденов. С этого момента Россия постепенно начинает выходитьна политическую арену. Благодаря заимствованиям организации военного дела отмонголов, освоению огнестрельного оружия Россия становится крупным государствоми начинает расширяться на Восток. Выходит так, что сначала они прекратили нашеразвитие, а затем благодаря накопленному потенциалу мы стали увеличиваться вразмерах и становиться настоящим государством.
Москва – второй Сарай
– Есть ли какое-то наследие откочевников, которое мы можем наблюдать в современности? Политические,экономические процессы, которые зародились в то время и актуальны по сей день?
– Монголы разгромили Киевскую Русь,прошлись по ней катком, но степень разрушений в летописных источниках несколькопреувеличена. К счастью, не все территории Руси оказались разоренными. Посленашествия кочевников наша страна была включена в границы Золотой Орды,установились тесные контакты с завоевателями и другими народами, вошедшими вимперию.
В раскопках наших исследователей выясняются интересные вещи.Скажем, там, где раньше была столица Золотой Орды, нашли небольшое по площадижилище, которое отапливалось жаровней. Судя по православному крестику, здесьжил русский пленник. Чуть выше этого жилища уже находился большой дом сзаготовками ремесленной продукции. Очевидно, житель этого дома сталпредприимчивым ремесленником. Рабство само по себе не очень эффективно. Первоевремя монголы уводили в рабство много пленников. Разумнее дать человеку такуюстепень свободы, чтобы он мог заниматься своим делом, тогда его труд будет болееэффективным.
Сейчас, например, все тянутся в Москву. А тогда, в концеXIII века, народ ездил в Сарай – столицу Золотой Орды – на заработки. Ведь гдевласть, там деньги, там гораздо больше возможностей для предприимчивых людей.
– То есть уже тогда существовали рабочие мигранты? Причем изРоссии в Орду?
– Не только в Золотую Орду, но и в Монголию. Есть запискиевропейских путешественников. Один из них доехал до Каракорума, столицыМонгольский империи. Он пишет о русском мастере, который сделал трон для монгольскогохана Гуюка. Были различные мастеровые из Франции, Италии, Китая, с БлижнегоВостока.
Что касается политической системы, то тут все сложнее. Мы несмогли бы воссоздать монгольскую систему правления, потому как у них самих небыло четкой устоявшейся модели государственности. То, что они создали, для нихсамих было неким нонсенсом. Что-то копировалось у Китая, что-тоу государств Ближнего Востока, что-то у Средней Азии. В свою очередь,какие-токомпоненты этой системы были приняты русскими князьями. Очевидно одно: мощнаягосударственная система возникла в России только после того, как в Золотой Ордеустановились система ярлыков и налогообложения зависимых территорий. В этомсмысле мы продолжатели ордынских традиций. Просто столица из Сарая переместиласьв Москву. И Москва стала неким продолжателем дела Золотой Орды. Про это многописал Гумилев, а еще до него данный вопрос обстоятельно разрабатывалсяевразийцами и особенно Вернадским-младшим. Поэтому, когда говорят, чтоМосква – третий Рим, я нисколько это не отрицаю, но дополняю, что Москва – этотакже второй Сарай или третий Каракорум.
– Можно ли говорить о положительном влиянии кочевников нанаше государство?
– Можно говорить, что их роль не была исключительноотрицательной, о масштабах их влияния. В прошлом году на конференции в Крымуменя спросили: как вы относитесь к изъятию концепции татаро-монгольского ига всовременных учебниках в связи с многонациональным характером населения России?Я шутливо ответил, что полностью поддерживаю данную инициативу, но уж точно нехотел бы оказаться в сентябре 1240 года в осажденном войсками Батыя Киеве.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ