Жаркая командировка

ЧЕТВЕРТЬ века назад 15 февраля седьмой по счету командующий 40-й общевойсковой армией генерал-лейтенант Борис Громов перешел мост через реку Амударья. Впереди у него был разваливающийся СССР и спасенные жизни советских военнослужащих. За спиной остались горящий в огне Афганистан с моджахедами и нарождающимися талибами, почти 10 лет войны и свыше 15 тысяч погибших солдат и офицеров. С 2010 года 15 февраля в России отмечается как День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

12 февр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3488 от 12 февр. 2014
7c5e71cbe75fb4b006b99ee982a33291.jpg Летчик-подполковник ТОФ прикрывал с воздуха Африку и Индийский океанНа всех континентах И если о событиях в Афганистане, а также о Великой Отечественной войне или двух кампаниях на Северном Кавказе широко известно, то о многих других горячих точках за границей сведения скупы. А ведь СССР воевал, направлял оружие и военных советников, держал базы по всему миру. Это Вьетнам, Египет, Куба, Венгрия, Корея, Ангола и множество других больших и малых точек конфликтов. Не говоря уже о присутствии флота в зонах боевых действий. Сотни приморцев принимали в них участие. В том числе и в таких экзотических странах, как Эфиопия. Государство на северо-востоке Африки, граничащее с Эритреей, Сомали, Кенией и Суданом, имеет стратегический выход к Красному морю. Ведь не случайно Италия много лет билась за сохранение власти в стране-колонии. Приход к власти Менгисту Хайле Мариама и его война с повстанцами Эритреи сделала Эфиопию союзником СССР. На Красном море появились советские военные базы, которые являлись зоной ответственности Тихоокеанского флота. Именно там довелось служить офицеру морской авиации ТОФ, а ныне подполковнику в отставке Виталию Грищенко.Учился летать у «ночных ведьм» – Меня научили летать после Великой Отечественной войны в аэроклубе на Украине. Первыми самолетами, на которых поднимался в небо, стали легендарные Ут-1 и По-2. Инструкторами были женщины-фронтовички из полка ночных бомбардировщиков. Фашисты в страхе их называли «ночными ведьмами», – вспоминает Виталий Петрович. После окончания Николаевского военно-морского минно-торпедного авиационного училища им. Леваневского недолго служил на Балтике и все оставшееся время нес службу на Тихоокеанском флоте. С 1957 года был в авиационной части в Мангохто, где летал на бомбардировщиках Ту-4 (аналог американского самолета Б-29 «Летающая крепость»).В период хрущевских массовых сокращений вооруженных сил три года работал во Владивостоке на Дальзаводе техником-технологом. Однако из-за Карибского кризиса 1962 года почти всех офицеров, годных по здоровью и возрасту, вернули в армию. Дальше уже нес службу в Кневичах в 25-й авиационной дивизии. Был командиром самолета Ту-16 и командиром авиационного отряда бомбардировщиков.Дважды на пороге войны с США и КНР В 1967 году Виталий Грищенко стал свидетелем и участником конфликта из-за американского разведывательного корабля «Пуэбло», который в Японском море у побережья КНДР захватили северокорейские моряки. Из-за этой ситуации чуть не началась полноценная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Американцы подтянули к берегам Северной Кореи значительные военно-морские силы, в том числе и авианосцы. Янки были готовы нанести удар по КНДР. И только благодаря тому, что в воздух над Японским морем были подняты полки бомбардировщиков морской авиации ТОФ (Ту-16 и Ту-95), американцы отвели флот от побережья Северной Кореи. Конфликт был разрешен мирным путем.В марте 1969 года в период советско-китайского конфликта на острове Даманском полк, в котором служил мой собеседник, был перебазирован на полевой аэродром недалеко от района событий. И оставался там в состоянии повышенной боевой готовности до окончания боевых действий. К счастью, в этом случае хватило сухопутных войск.А уже в 1978 году Грищенко назначили на должность заместителя начальника штаба морской авиации ТОФ по боевому управлению.В жаркой-жаркой Африке Командировка Виталия Петровича на Черный континент длилась с ноября 1980-го по февраль 1984 года. В Африке пришлось командовать авиационной группой морской авиации ТОФ в Эфиопии, которая базировалась на аэродроме Асмара. Группа находилась в оперативном подчинении 933-го пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) на острове Нокра (архипелаг Дахлак в Красном море) 8-й оперативной эскадры ВМФ СССР. В это время в Эфиопии велись боевые действия между правительственными войсками и мятежными сепаратистами из провинции Эритрея, где Советский Союз поддерживал правительство Менгисту Хайле Мариама. – Наша авиагруппа выполняла боевые задачи над континентом и над Индийским океаном. Приходилось оказывать помощь в боевых действиях против сепаратистов, – рассказывает Виталий Петрович. – Осуществляли переброску личного состава правительственных войск, техники и боеприпасов на фронт. Из зоны боевых действий эвакуировали раненых. Осуществляли воздушную разведку и вскрытие оперативной обстановки в Индийском океане в интересах 8-й эскадры ТОФ.В разное время в составе авиационной группе имелось до четырех вертолетов Ми-8, от двух до четырех противолодочных самолетов Ил-38, обеспечением перевозок личного состава и техники занимались транспортные Ан-12, для аэрофотосъемки в интересах Генерального штаба СССР использовались Ан-30. На нашей авиационной базе переменный летно-технический состав достигал 166 человек – офицеров, прапорщиков, матросов срочной службы. С нами жили семьи – жены и дети. Из-за степени секретности все самолеты и вертолеты имели опознавательные знаки Аэрофлота. Летчики и техники ходили только в гражданской одежде.Место базирования авиационной группы несколько раз подвергалось нападению сепаратистов. В ходе двух нападений в разное время были уничтожено два наших вертолета. А уже после моего отъезда в Советский Союз в мае 1984 года сепаратисты уничтожили два самолета Ил-38. К счастью, благодаря грамотным действиям командования потерь среди личного состава и гражданского персонала всегда удавалось избежать.Советскую авиабазу в Красном море неоднократно посещали высшие военные чины Эфиопии во главе с президентом Менгисту Хайле Мариамом, советские военачальники и руководство ТОФ. Особую похвалу авиационная группа под командованием подполковника Грищенко заслужила от главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова. Остается добавить, что в октябре 1984 года Виталий Петрович был уволен в запас по достижении предельного возраста нахождения на военной службе. В настоящее время воин-интернационалист проживает во Владивостоке.P.S. Редакция «В» выражает признательность председателю краевой организации ветеранов боевых действий «Контингент» полковнику в отставке Сергею Кондратенко.

Автор: Николай КУТЕНКИХ