Приморье остановилось на распутье

Впервые за полгода работы в своей должности полпред президента России и вице-премьер Юрий Трутнев совместно с федеральным министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой провели во Владивостоке совещание, на котором обсуждалась социально-экономическая ситуация в Приморье.

29 янв. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3480 от 29 янв. 2014
d5dd06fc33349d98cdb8f86184f13159.jpg Полпред Юрий Трутнев недоволен социально-экономической ситуацией в краеНа встрече дали слово для выступления представителям территориальных органов власти, губернатору края Владимиру Миклушевскому и его замам, главе Владивостока Игорю Пушкареву, бизнесменам и научным экспертам.Совещание 23 января в Доме переговоров на Санаторной проходило при закрытых для прессы и общественности дверях. Как удалось узнать корреспонденту «В» из информированных источников, тому было реальное объяснение. Ведь разговор шел о неприглядной обстановке в нашем крае.Саммит закончился, а других инвестиций нетВстреча началась с выступления представителя администрации края о благостной ситуации в экономике и социальной сфере Приморья. Специалисты Минвостокразвития восприняли информацию скептически. О каком росте регионального валового продукта на 2,1 процента в 2013 году может идти речь, если отток населения из края вновь увеличился. Завершились вливания из государственной казны в связи с подготовкой и проведением саммита АТЭС, подобных финансовых поступлений из федерального бюджета не намечается, а других инвестиций реально нет. Не стоит кичиться заводом по отверточной сборке из привезенных комплектующих автомобилей «Соллерс» и новыми терминалами по перевалке угля, если их вклад в финансовое благополучие края и населения самый минимальный, выразил свое отношение к докладу Юрий Трутнев.– Коллеги, давайте не будем вводить друг друга в заблуждение, – жестко поменял тон совещания полпред. – Мы собрались для того, чтобы вскрыть имеющиеся проблемы в Приморье и сообща (силами федеральной и региональной власти) незамедлительно их решать. Давайте не будем отчитываться о проделанной работе, но обменяемся мнениями с конкретными предложениями по точкам роста.Меняем ориентиры– Приморью и всему Дальнему Востоку пора поменять ориентиры. Хватит оглядываться на европейскую часть России, – заявил Трутнев. – Надо задать новую планку – ориентироваться на быстро развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Соответственно и инвестиции надо привлекать из Японии, Республики Корея, Китая, Сингапура, Тайваня. Также предлагать им транспортные возможности для перевозки своих товаров через порты Приморья с дальнейшим выходом на Транссиб или Севморпуть.Необходимо решать вопросы с таможней. Время на оформление экспортно-импортных товаров, перемещаемых через границу, должно занимать минуты и часы, но не дни. Транзитные грузы, следующие по территории России, надо освобождать от досмотров, чтобы ускорить их доставку по на-значению. Только в этом случае зарубежные грузоотправители захотят отправлять свои контейнеры по железной дороге от приморских портов до западных границ РФ и обратно. Создавать любой вид бизнеса в Приморье сейчас невыгодно. На дороговизну услуг и материалов накладываются административные барьеры. Руководство субъекта слабо занимается устранением бюрократических проволочек. Да и компетенция исполнителей желает лучшего.Невостребованный потенциал– У Дальнего Востока имеется грандиозный потенциал. Но он не востребован, поскольку не используются конкурентные преимущества территориального расположения, – отметил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. – У тихоокеанской России нет выхода к потребителям АТР. Одной привлекательности недостаточно. Должна быть разработана стратегия, которую необходимо целенаправленно претворять в жизнь. Создать эту стратегическую программу нужно общими усилиями федерально-региональных властей, бизнеса и научного сообщества.В числе прочего можно использовать территории опережающего развития – это особые экономические зоны, индустриальные парки, технопарки, агропарки, а также соответствующая социальная инфраструктура, при наличии которой процесс привлечения инвестиций, создание новых предприятий, а также реализация инвестиционных проектов проходят интенсивнее. Хочу отметить, что мы не изобретаем велосипед. В странах АТР, с которыми приходится конкурировать России на Дальнем Востоке, такие территории есть, и на сегодняшний день они становятся флагманским инструментом экономической активности. Нужно создать такие условия, при которых инвесторы предпочтут тихоокеанскую Россию «молодым тихоокеанским тиграм». К примеру, в Китае 60 процентов экспортной продукции производится в зонах свободного развития.Экономическое развитие – это прежде всего инвестиции. Страны конкурируют между собой за при-влечение инвесторов. Если мы хотим быть успешными, мы должны быть конкурентоспособными.Дорогу осилит идущийТочки для роста в Приморье есть. К примеру, генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед предлагает сконцентрироваться на создании трех кластеров, к которым тяготеет экономика края. Это создание нефтехимического (на южном побережье) и горнопромышленных комплексов (в центральной части края), а также организация транспортного коридора «Приморье-2» с портовым и логистическим центром в бухте Троицы.Администрация края подготовила проект 12 территорий опережающего развития. С предложением будут конкретно разбираться специалисты Минвостокразвития, после чего вынесут свой вердикт. Территориям также необходимо дополнительное внимание, поскольку на сегодняшний день только Владивосток выглядит успешным в плане развития промышленности, транспорта и науки. Одновременно свое заключение даст Минюст. Ведь на сегодняшний день непонятно, как именно запустить этот проект в работу.Конкретные точки ростаПредложения некоторых выступающих были с ходу приняты к реализации, как и распространение их опыта.Подтверждающим примером является лаконичное выступление главы Владивостока Игоря Пушка-рева. Речь идет о развитии торгового порта и припортовой инфраструктуры на полуострове Шкота.Полпреда в ДВФО и министра РФ по развитию Дальнего Востока также заинтересовало предложение президента компании «Транзит-ДВ» Игоря Польченко о создании в поселке Славянка мульти-модальной производственно-логистической системы, не только позволяющей развивать юго-запад Приморья, но и являющейся отправной точкой в развитии Северного морского пути. По мнению Юрия Трутнева, данные проекты также прекрасно согласуются с задачами, которые озвучил президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. Инициаторам проектов предложили подать документацию по их реализации напрямую в министерство.Есть надежда избежать потемкинских деревеньПрокомментировать итоги совещания редакция «В» попросила директора Дальневосточного консалтингового центра Петра Ханаса. – Встреча была важна для понимания конкретных проблем развития бизнеса и создания благоприятного предпринимательского климата в Приморском крае. Позиция полпреда Юрия Петровича Трутнева, что надо отличать формальное движение от реальной ситуации, очень точно ложится на ожидания экспертного сообщества и бизнес-элиты. То, что и министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, и полпред в ДВФО Юрий Трутнев были настроены на откровенный диалог с региональной властью и бизнесом, вселяет серьезные надежды на то, что инициативы власти и бизнеса не останутся очередными потемкинскими деревнями. Свое мнение также высказал спикер краевого парламента Виктор Горчаков: – Министр и полпред, вся их команда настроены на получение быстрого и конкретного результата. Мы уже давно и слишком много говорим, что было бы неплохо сделать вот так и так. На совещании был четко поставлен вопрос: какие вы предлагаете конкретные решения? Я считаю, что сейчас обстановка оптимальная, чтобы всякие, даже фантастические варианты и проекты можно было бы предложить. Но, конечно, если они не бестолковые, а опирающиеся на реализм бизнеса и мировую практику. Есть шанс заимствовать все, что накоплено вокруг нас в АТР, и применить здесь, но если это не противоречит базовым законам Российской Федерации. Согласен с критикой со стороны замминистра, что сегодняшние площадки не соответствуют по целому ряду начальных условий. Но мы это понимали с самого начала. Степень готовности предъявляемых площадок для инвесторов вызывает справедливую критику и замечания. Это потребует более глубокого и вдумчивого подхода со стороны краевой администрации.

Автор: Николай КУТЕНКИХ