Обломают ли крылья аэроплану СЭЗ
Один из проектов свободной экономической зоны “Находка” может оказаться под угрозой, если не будут вовремя приняты меры для сохранения технической базы аэродрома “Золотая Долина”, что в Партизанском районе.
Один из проектов свободной экономической зоны “Находка” может оказаться под угрозой, если не будут вовремя приняты меры для сохранения технической базы аэродрома “Золотая Долина”, что в Партизанском районе.
Здесь базируется, точнее базировался, авиаполк войск противовоздушной обороны.
Корреспонденту “В” стало известно, что получена директива министерства обороны о том, что войсковая часть 65333 должна быть расформирована до 1 мая нынешнего года. Это может означать новые возможности и одновременно новые проблемы для СЭЗ “Находка”. Военным, конечно, от этого радости мало.
Сторонники свободной экономической зоны в течение нескольких лет боролись за придание этому объекту статуса аэродрома двойного базирования - и добились своего. Для эксплуатации аэродрома в гражданском варианте в 1994 году комитетами по имуществу Находки и Партизанского района, АО “Восточный порт” и административным комитетом СЭЗ специально было создано акционерное общество “Золотая Долина”. После проверочных рейсов им был получен сертификат на использование взлетно-посадочной полосы. В марте 1997 года был осуществлен технический рейс самолета “Ан-12”, на котором и прибыла комиссия для освидетельствования аэродрома. Была доказана пригодность к эксплуатации гражданских воздушных судов массой до 64 тонн взлетного веса. Именно после этого был издан соответствующий приказ по Дальневосточному региональному управлению ФАС России.
Сюда любили приглашать журналистов и демонстрировали им то прилет японских бизнесменов из Хабаровска, то псевдогрузовой показушный рейс, когда в самолет загнали микроавтобус, на крыльях перенесли его в аэропорт Артем.
Тем не менее площадка для воздушных сообщений нужна свободной зоне, простите за каламбур, как воздух. Предполагалось расширение взлетно-посадочной полосы, строительство перрона, здания аэровокзала, подъездной дороги. Это позволило бы принимать чартерные грузовые рейсы из Европы и Азии, использовать возможности Восточного порта и Транссибирской магистрали для доставки срочных грузов.
Аэродром имеет удобное расположение - лишь 15-40 километров отделяют его от четырех портов Находки, которые в перспективе могли бы нарастить объем переработки экспортно-импортных грузов до 40 миллионов тонн в год. И Золотая Долина могла бы стать важным звеном в транспортной системе. При этом совместное с военными использование площадки помимо сложностей имело и ряд преимуществ - решались проблемы режима, охраны, технического обеспечения. Теперь это все отпадает - за что боролись, на то и напоролись.
Для летчиков расформирование части, конечно же, явление трагичное. Часть самолетов уже передислоцированы в другие места. Многим военнослужащим придется уйти по сокращению и искать новую работу.
Но вот главный вопрос: что будет с базой, оставляемой военными? Не постигнет ли ее судьба многих брошенных и разворованных военных объектов? Предполагается, что основные фонды будут переданы на баланс Партизанского района. Районным властям поручено подготовить предложения по наиболее рациональному использованию всего этого добра. Военные многое увезут с собой.
Сейчас необходимо по-хозяйски реально подойти к тому, что останется на месте в Золотой Долине. В этом заинтересованы все. И каждый хотел бы иметь больший кусок пирога. Только у одних он может пойти на развитие, рост, а у других - на плесень. А свободной экономической зоне нужен свой аэропорт. Вот, пожалуй, главный приоритет.
Но пока не совсем ясно, как будут обеспечиваться системы заправки ГСМ, радиолокационного слежения и связи, и многое другое. Если все это оборудование оставить без присмотра, то его растащат за максимально короткий срок.
Автор: Виталий ТУЗЮК, “Владивосток”