Мертвая петля приморской авиации

ОДНОВРЕМЕННО с желанием администрации Приморья прикупить в край парочку фешенебельных американских вертолетов Bell 407 GX для обеспечения «экстренной медицинской помощи» собственный парк воздушных судов создает правительство Сахалинской области.

24 янв. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3478 от 24 янв. 2014
35c957309f1f8028df846c0ead2667ca.jpg Ставка на иностранную технику грозит вылиться в большие проблемыОднако островитяне делают ставку на отечественную технику. Уже заключен контракт на поставку двух средних многоцелевых вертолетов Ми-8МТВ-1. Самые экономные в эксплуатации и по стоимости приобретения, наиболее надежные и многофункциональные вертушки в мире изготовит Казанский вертолетный завод. Заказчик получит их в первом квартале 2015 года.Как сообщает пресс-служба холдинга «Вертолеты России», Ми-8МТВ-1 будут осуществлять грузопассажирские авиаперевозки на местных маршрутах, в том числе на Курильские острова и в северные районы Сахалина, транспортное сообщение с которыми затруднено. Вертолеты намерены использовать в медико-санитарных и поисково-спасательных целях, при охране лесов и рыбных промыслов. В экстренных ситуациях Ми-8МТВ-1 могут применяться для санитарно-авиационной эвакуации больных и оказания медпомощи населению, снабжения пострадавших районов медикаментами и продовольствием. Для этого вертушки оборудуют системами спутниковой навигации и раннего предупреждения близости земли, для выполнения поисковых и спасательных работ в ночное время машины оснастят прожекторами. Состав бортового оборудования дополнят аварийным радиокомпасом, стрелой с лебедкой, подъемным сиденьем и узлами для установки медицинского модуля. Помимо марки «Миля» российские авиапредприятия собирают специально заказам МЧС и региональных центров медицины катастроф также вертолеты марки «Камов». К примеру, Ка-226 (серия легких геликоптеров) с комплектацией медицинского модуля и подъемного оборудования обойдется покупателям ровно в три раза дешевле американского аналога.«В» напоминает, что администрация края планирует приобрести дорогостоящие американские вертолеты марки Bell, стоимостью порядка 150 млн рублей каждый. Один из них переоборудуют для обеспечения экстренной и специализированной медицинской помощи. Стало быть, вторая VIP-вертушка из США предназначена для обеспечения грузопассажирских перевозок по отдаленным территориям нашего региона. В прошлом году «выгодно освоить казенные средства» не удалось, поскольку никто не отреагировал на выставленный заказ на сайте государственных закупок. Поэтому тендер перенесен на этот год.Что имеем, не ценим?Почему игнорируется проверенная в деле авиатехника отечественного производства , чиновники не комментируют. Хотя именно российские вертолеты все прошлые годы и в настоящее время эффективно используются для перевозки пассажиров/грузов/почты в удаленных районах Приморья и в рамках санитарной авиации. Так, «вертолеты Ми-8 уже более 20 лет успешно, надежно и безопасно трудятся на севере Приморского края, – рассказал корреспонденту «В» заместитель генерального директора компании «Владивосток Авиа» Игорь Маценко. – Они перевозят пассажиров, грузы, почту по всей территории Тернейского района. Крайне надежная и неприхотливая машина, ее возможности позволяют работать в любых климатических и географических условиях. У Ми-8 и дальнейших обновленных модификациях самые лучшие экономические показатели. Не случайно их покупает весь мир. Российские вертолетные заводы в Казани и Улан-Удэ не успевают справляться с заказами. На покупку этих винтокрылых машин всегда имеется очередь. Не случайно вооруженные силы США покупают для армии Афганистана вертолеты именно этой марки и класса». Что касается выполнения экстренных рейсов санитарной авиации, то и здесь задействована проверенная годами отечественная техника, сообщил «В» заведующий отделением Территориального центра медицины катастроф Дмитрий Бондарчук. Ведомство в этом году заключило договор на сотрудничество с ООО «Парнас». У этой компании не только имеются в наличии вертолет Ми-2 и самолет Ан-2 вместе опытными пилотами и техниками, но и есть возможности для технического обслуживания воздушной техники на земле и дозаправки в Кавалерово, Дальнегорске, Арсеньеве и ряде других удаленных от краевого центра населенных пунктов. На более ближние расстояния до Находки или Спасска-Дальнего врачи центра для оказания сложной медицинской помощи или вывоза больного пользуются автомобильным транспортом.Престижные иномарки или интересы России– Вопрос о летчиках и инженерах-техниках далеко не праздный, – подчеркнул в беседе с журналистом газеты председатель Приморской организации Общероссийского профсоюза военнослужащих и член Координационного совета при председателе Совета Федерации России по социальной защите военнослужащих Юрий Тарлавин. – Российские пилоты не имеют опыта управления иностранными геликоптерами. Его в одночасье не получишь – нужны годы тренировок. Есть печальные примеры того, к чему приводит непонимание этого важного момента. Достаточно вспомнить недавнюю трагедию в Казани, где разбился Боинг -737, управляемый российскими летчиками. Эксперты назвали причиной катастрофы то, что пилоты не имели достаточного опыта и налета часов на американской авиатехнике.Если край закупит американскую технику, значит, придется приглашать и американских вертолетчиков. А они просто так не приедут. Им нужно платить очень высокую заработную плату. Выше той, что они получают у себя на родине. Минимум два летчика и хотя бы один техник, это от 50 тысяч долларов США в месяц только в виде зарплаты. Казна какой организации потянет подобные расходы? Или деньги будут заложены в расходную статью дефицитного бюджета края? Ладно, эти траты можно хотя бы спрогнозировать. А как быть с ремонтной базой и поставками запасных частей при полном отсутствии логистики. Для заправки Bell 407 GX требуется самый дорогой авиационный керосин, конечно же, его нет на складах в наших северных районах. То есть для закупки и транспортировки топлива тоже понадобятся значительные расходы. Для спасения жизни людей в рамках санитарной авиации денег не жалко. Но ведь летающие иномарки должны еще и людей возить в труднодоступных местах. Ми-8 берет на борт до 20 пассажиров. Американский Bell 407 сможет перевезти не более 6 человек. Стало быть, для перевозок на одно и тоже расстояние стоимость билета будет разниться минимум в 3 раза. Нужно быть или очень богатым человеком или чиновником краевого уровня, чтобы позволить себе воздушную поездку VIP-бортом. Чтобы втиснуть в американский геликоптер носилки потребуется демонтировать два боковых пассажирских кресла, только в этом случае в нем поместится человек не слишком большого роста в лежачем положении. А если пострадавших не один, а двое или трое? И все нуждаются в срочной госпитализации. Кто и как будет определять – кого брать на борт, потому что в Bell 407 вмещаются только одни носилки? К тому же как-то надо на борту разместиться врачам. Не говоря уже о том, что в полете медикам, зачастую приходиться оказывать помощь пострадавшему, но ограниченное пространство в салоне не позволит им этого. А ведь тот же Ми-8 мог бы эвакуировать всех. Более того, у проверенного десятилетиями вертолета имеется возможность размещения подъемного оборудования. К примеру, авария на дороге. Вертушка приземлиться не может. Спускается трос, с помощью которого на борт поднимаются пострадавшие люди. Это же оборудование позволит парашютистам высадиться в любом месте Приморья, чтобы вступить в борьбу с лесными пожарами.– Решение о закупке американских вертолетов идет в разрез с политикой страны по поддержанию отечественного авиастроения, – выразил беспокойство депутат Законодательного собрания края Владимир Беспалов. – Президент РФ Владимир Путин неоднократно озвучивал планы и требования по развитию российского вертолетостроения. Это не праздные заявления, поскольку наши гражданские и военные вертолеты являются лучшими в мире, а эта отрасль тянет за собой и многие другие виды промышленности. Даже американцы были вынуждены признать первенство фирмы «Миля», покупая для своих союзников именно наши вертушки. То, что они десятилетиями успешно и безопасно эксплуатируются в десятках странах мира, является тому дополнительным подтверждением. И только в Приморском крае упорно пытаются поддержать американское авиастроение, не задумываясь о последующих расходах на содержание столь дорогой воздушной техники.

Автор: Николай КУТЕНКИХ