Деньги для Дальнего Востока
ИНВЕСТИЦИОННАЯ программа «Транснефти» будет рассмотрена правительственной комиссией по ТЭК до конца февраля.
Регион может заработать не за счет ресурсов, а за счет географического положенияОб этом сообщил журналистам вице-премьер России Аркадий Дворкович. Участники заседания обсудят не только содержание и объем инвестпрограммы, но и вопросы тарифного регулирования, по которым пока не удалось выработать единой позиции. Острая дискуссия ожидается вокруг ранее озвученного нефтетранспортной компанией предложения ввести дополнительный тариф на прокачку по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) сырья, уходящего на экспорт через конечную точку магистрали – порт Козьмино.Предлагаемый доптариф раскладывается на две составляющие – инвестиционную и бюджетную. Ставку каждой из них предполагается установить на уровне $10 с тонны нефти. По словам эксперта Минэнерго, доходы от инвестиционной составляющей пойдут на обновление оборудования, прокладку новых участков трубопроводов, строительство нефтеперекачивающих станций. Все это особенно актуально с учетом планов правительства увеличить к 2021 году мощность ВСТО более чем вдвое – с 37 до 80 млн тонн, предусмотренных проектом. Стоимость реализации этого замысла оценивается более чем в 172 млрд рублей.За счет так называемой бюджетной составляющей предлагается развивать инфраструктуру и социальную сферу Дальнего Востока и соседних российских регионов, по которым проходит ВСТО: строить автодороги, детсады, школы, больницы и многое другое. Дальневосточному федеральному округу может перепасть порядка 20 млрд рублей в год. Хорошее подспорье для территории, развитие которой государство провозгласило одной из приоритетных задач на ближайшие десятилетия.По мнению инициаторов введения доптарифа, он станет адекватной нагрузкой на нефтяные компании, зарабатывающие на дальневосточном экспорте сырья невиданную до ныне «сверхприбыль». Согласно экспертным оценкам, каждая тонна нефти, отправляемой на экспорт через ВСТО и Козьмино, приносит на счет продавца до $40-60 больше, чем можно было бы заработать при поставках на европейский рынок. В год набегает более $2 млрд.Прохладное отношение нефтяных компаний к перспективе платить надбавку за транспортировку сырья по ВСТО было предсказуемо. Кому хочется делиться извлекаемыми суперприбылями, даже если средства направляются на благие дела?! В Министерстве энергетики России и ФСТ должны рассуждать иначе. Но пока что в федеральных ведомствах к идее перемен относятся настороженно. Кто-то напирает на то, что она якобы не стыкуется с объявленным мораторием на рост тарифов естественных монополий. Кто-то говорит об инфляции, спровоцированной удорожанием бензина на дальневосточных АЗС. При этом забывается, что доптариф предлагается ввести на прокачку нефти, идущей на экспорт, а не для внутрироссийского потребления.Независимые эксперты, напротив, предсказывают, что учреждение доптарифа на экспортное сырье будет способствовать росту объемов нефтепереработки на Дальнем Востоке, а бензин местного производства по определению должен стоит меньше, чем тот, что везут через полстраны в железнодорожных цистернах. Так что цены на бензоколонках могут даже чуть снизиться.В отсутствие доптарифа государству надо решать, где брать деньги не только на развитие восточных регионов, но и на то же увеличение пропускной способности ВСТО для наращивания возможностей по экспорту нефти на столь привлекательном в ценовом плане азиатском направлении. Позаимствовать в Фонде национального состояния? Однако вернуть туда взятое на строительство нефтепроводов реалистично только за счет тарифной выручки. Чем это лучше?При сохраняющихся расценках на прокачку нефти оператор магистральных трубопроводов вынужден «резать» намеченную ранее инвестпрограмму. Только в этом году на инвестпроекты будет направлено на 9 млрд рублей меньше, чем предполагалось еще минувшей осенью, а за ближайшие 5 лет нефтепроводный транспорт России недосчитается 42 млрд рублей.
Автор:
Сергей ВОРОБЬЕВ