Полеты во сне и наяву

Власти Приморья объявили о решении пополнить авиапарк транспортом для нужд северных районов края. Причем именно в элитной комплектации.

17 янв. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3474 от 17 янв. 2014
cf3eeee7722672b1c6dca6dea70448cc.jpg Для каких целей край планирует приобрести дорогостоящие вертолеты, пока непонятноВ начале декабря минувшего года на сайте администрации края было опубликовано сообщение, где говорилось: «Совсем скоро в регионе появится воздушная скорая помощь. Для обеспечения экстренной и специализированной медицинской помощи в крае будет приобретено два вертолета марки Bell». Причем медицинским модулем укомплектуют только один геликоптер. Подчеркивалось, что с его помощью будет обеспечен широкий спектр медицинского обслуживания в удаленных и труднодоступных районах. Также вертолет может быть использован для перевозки спасателей и медицинского персонала к месту чрезвычайного происшествия.Заоблачные ценыСтоимость одного американского вертолета Bell 407GX составляет около 4,3 млн долларов, самолета DHC-6 Twin Otter Series 400 (канадского производства) — более 9,5 миллиона долларов. На сайте официального дилера компании Bell в России эту модель сравнивают со спортивным автомобилем в небе. «Модель 407 отлично подходит для путешествий по воздуху и отдыху в изысканной обстановке, для перелетов на дальние расстояния. Просторный VIP-салон с шестью пассажирскими местами оснащен широкими окнами, обеспечивающими панорамный обзор». Видимо, для экстренной помощи заболевшим приморцам и облета эмчеэсниками горящих лесов в глубинке края без вертолетов с кожаным салоном, отделанным деревом, и иной изысканной обстановки не обойтись! Правда, не все так считают.– Вопрос о санитарных вертолетах и самолете рассматривался на декабрьском заседании Законодательного собрания края, выступали специалисты департаментов, депутаты. Это очень дорогое удовольствие, сотни миллионов рублей. Надо, чтобы не было излишеств на этих воздушных судах, чтобы они использовались по назначению, а компании-производители должны пройти очень жесткий отбор, – поделился своим мнением депутат Владимир Беспалов. – Кроме того, на сегодняшний день в Приморье не учтено, кто будет обслуживать иностранную авиатехнику. В крае сейчас нет базы по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов. Ее необходимо создавать. А это также немалые деньги. Их тоже надо где-то брать.Главный врач Территориального центра медицины катастроф Александр Парин и вовсе считает, что пока не отлажена в крае система вертолетных площадок, бессмысленно вести речь о покупке новой воздушной техники. – Посмотрите на города Северной Америки, развитых стран Азии или Европы, – предлагает Парин. – Там оборудованные площадки имеются на крыше каждой крупной больницы. Вертолеты с врачами приземляются с пациентами, и больного сразу же отправляют на операционный стол. В Приморье же аэродромов с имеющимся персоналом, топливозаправщиками по пальцам пересчитать. Приходится договариваться с аэродромами Тихоокеанского флота, погранвойск, соединения ВВС и ПВО, чтобы они при острой необходимости могли принять нашу санитарную авиацию. Уже сколько лет мы пытаемся получить разрешение на строительство вертолетной площадки возле «тысячекоечной» больницы, но воз и ныне там. Пока что пользуемся площадкой военных в пригородной зоне, но ее обслуживание оставляет желать лучшего (летом некому косить траву, зимой некому убирать снег). Иной раз для спасения жизни человека не хватает нескольких минут, а вертолет вынужден приземляться в Озерных Ключах под Артемом, да еще нужно время, чтобы доехать до Владивостока. Такие же площадки нужны на многочисленных островных территориях и в горно-таежных поселках отдаленных районов.– Жители Кавалеровского и Тернейского районов, Дальнегорского городского округа считают, что вместо траты бюджетных денег на дорогостоящую технику средства надо вложить в поддержание воздушного сообщения приморского севера с Владивостоком, – рассказал «В» житель горнорудного поселка Сергей Милоградов, который по работе вынужден часто наведываться в краевой центр. – Поскольку себестоимость пролета в обе стороны не каждому приморцу по карману, то без дотаций из краевой казны здесь не обойтись. Вот на что надо тратить деньги. Если дотаций не будет, то пролет из Пластуна во Владивосток будет дороже пролета из Владивостока в Москву. В параметрах просчитались? В России спроектирован и выпускается для МЧС и центров медицины катастроф специальные спасательные вертолеты Ка-32А11ВС с медицинским модулем на борту. По линии МЧС также активно используются вертушки Ми-8/171 и Ми-26. Центры медицины катастроф также используют вертолеты Ми-2 и самолеты Ан-2. Интересный факт: Ми-2 и Ан-2 до сих пор стоят на вооружении подобных спасательных структур в Восточной Европе, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии, покупать североамериканскую технику там не торопятся. Но вот почему-то в Приморье предпочли не проверенный и подходящий для официально заявленных санитарных перевозок авиатранспорт, а, по сути, дорогостоящую игрушку. – Выбранные приморскими властями типы вертолета и самолета совершенно не пригодны для обозначенных целей. Достаточно вспомнить, что в самих США и Канаде их используют только для перевозки небольших групп людей и грузов. Предлагаемые покупки являются еще одним подтверждением уничтожения внутрикраевых воздушных перевозок и внутренней санитарной авиации, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «В» председатель Приморской организации Общероссийского профсоюза военнослужащих Юрий Тарлавин, много лет отдавший воинской службе в ВВС и ПВО. – Уничтожить отечественную авиационную промышленность и местные авиалинии легко, а вот восстановить будет трудно. При приморских ветрах и морозах летать и взлетать-садиться могут только российские вертушки Ми и Ка, а также самолеты Ан и Як. А запасные части будем постоянно таскать с американского континента? А ремонтировать будем в США и Канаде? Более чем в 60 странах мира летают на Ми-8, несколько десятков государств до сих пор не отказывается от Ан-2. И лишь в Приморье хотят завезти заокеанскую технику в ущерб собственной авиации, которая к тому же и дешевле иностранной.Добавим: ожидалось, что победитель конкурса будет назван в конце декабря, однако, судя по размещенным документам, желающих поучаствовать в конкурсе, проводимом через портал госзакупок, не нашлось. В конце декабря сообщалось, что вертолеты все-таки появятся точно, только теперь уже в 2014 году.

Автор: Николай КУТЕНКИХ