Земли пригорода никому не нужны?

ОГРОМНЫЕ территории в пригороде Владивостока сегодня «растаскиваются» частниками. Вместо того чтобы работать на благо жителей, как того требуют закон и указ президента.

13 дек. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3459 от 13 дек. 2013
0f34b97624efc21057baead74042e3af.jpg Территория от поселка Трудовое до Седанки, являющаяся 2-й санитарной зоной, сегодня бесхозная. И ее вполне можно предоставить под малоэтажную застройку многодетным и молодым семьям. Однако краевые власти не торопятся разрешить этот вопрос. Не воодушевляет их, похоже, пример Краснодарского края, где волевым решением губернатора Ткачева земли санитарно-охранной зоны были переведены в собственность региона и использованы для нужд жителей. Зато куда большую инициативность проявляют частники. Пользуясь тем, что земля ничья, они строят коттеджи и через суд присваивают себе участки. Резервы есть. Механизмы тожеВ советское время в пригороде Владивостока существовало немало курортов, в ведении которых имелись большие территории. Сегодня курортов нет, а земля осталась. И формально она бесхозная, большая часть находится в статусе 2-й санитарно-охранной зоны. Сотнями гектаров земли в лучшей части пригорода – от Седанки до Трудового – никто не распоряжается. – Эти земли находятся в странном положении, на законодательном уровне сложилась абсурдная ситуация. В связи с постановлением Совета Министров РСФСР 1983 г. они являются особо охраняемыми и находятся в ведомости федеральных властей, с другой стороны – многие из них подпадают под зону строительства Ж-2 и Ж-3. Как известно, город Владивосток практически не имеет собственной земли, и, чтобы выделить участки под строительство, городским властям постоянно приходится обращаться в краевую администрацию, – говорит член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ДВФУ Валентин Аникеев. Использование огромных территорий 2-й санитарно-охранной зоны могло бы стать выходом из ситуации нехватки земли. Однако для этого нужно волевое решение руководства региона. И такое решение приняли, правда, в Краснодарском крае. Губернатор Александр Ткачев добился, чтобы территории, попадающие под статус 2-й санитарно-охранной зоны, признали курортом субъекта. Пользуясь прецедентом, аналогичным образом могут поступить и власти Приморского края. Если отстоять право на огромные территории в пригороде Владивостока, сделать их региональными, а после изменить правила землепользования и застройки, то в дальнейшем можно передать эти земли под малоэтажную застройку, в том числе, многодетным и молодым семьям. Валентин Аникеев придерживается схожей точки зрения: ситуацию можно изменить, если вынести проблему на федеральный уровень. – С этой проблемой можно разобраться. Раз земля находится не в компетенции края и города, а в компетенции Российской Федерации, которая, судя по всему, не горит желанием всем этим заниматься, нужно что-то менять. В случае, если администрация Приморского края направит в Минздравсоцразвития хорошо разработанное и аргументированное предложение по изменению существующих границ, дело сдвинется с мертвой точки. Заново разграниченные территории помогут выполнению существующих законов, – считает Валентин Аникеев. Частникам закон не писан А пока региональные власти не торопятся решать вопрос со 2-й санитарно-охранной зоной, инициативу проявляют частники. На бесхозных территориях в лучших зонах пригорода Владивостока возводят дачные дома и коттеджи, а затем через суд оформляют участки в собственность. – Сначала частное лицо возводит строение на охранной территории, а потом идет в суд с просьбой поставить участок на кадастровый учет. Из-за «дыр» в законодательстве суд, как правило, удовлетворяет требования частников. В конституции есть статья, в которой описываются разные виды собственности, равные по защищенности. Однако статья о защите частной собственности почему-то стоит особняком. Отсюда и происходит эта неразбериха, – поясняет Валентин Аникеев. Получается так, что де-юре территория 2-й санитарно-охранной зоны исключает какое-либо жилищное строительство, а де-факто дробится на участки для частных домов. Навести порядок в этой неразберихе и использовать территории пригорода во благо тысяч жителей – компетенция региональной власти. Вопрос только в том, чтобы начать эту работу. И начинать ее необходимо уже сейчас. Со скрипом выполняется указ Президента о выделении земли многодетным. А в следующем году на участки смогут претендовать семьи с двумя детьми и те, кто моложе 35 лет. Очередь на получение земли будет насчитывать десятки тысяч человек. Сколько времени люди будут ждать своих участков и где в итоге они их получат? Зависит от региональной власти. В свою очередь многодетные и молодые семьи, которые имеют право на получения земли, наверняка с радостью согласятся получить участок где-нибудь на Садгороде. Более того, на данных территориях уже есть сети и коммуникации. Это значит, что расходы на подведение инфраструктуры к этим участкам сократятся в разы, что позволит значительно ускорить процесс строительства и заселения на новое место.