Мужчины на Чуркине гуляют в женских платьях

Город наш и сейчас довольно богат разнообразными развлечениями – грех жаловаться (были бы деньги). Но и век, и более назад во Владивостоке тоже было куда пойти, только назывались подобные заведения иначе: не ночными клубами, а театрами-варьете, кабарэ и, конечно, ресторанами. Итак, обратимся к страницам старых газет.

20 нояб. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3445 от 20 нояб. 2013
210eef4ddddec77adf4dbeea40b9e35c.jpg В старом Владивостоке развлечений – на любой вкус и кошелекВ театр, господа!В 1899 году газета «Владивосток» в статье под названием «Владивостокский буржуа» писала: «Не считая пришлых китайцев, корейцев, японцев и проезжих европейцев, главное по количеству коренное население г. Владивостока составляют, конечно, русские; но эти русские приняли здесь особый облик и тип: тип «владивостокских буржуа»… Встает владивостокский буржуа очень рано; одевшись, отправляется на службу или по делам; просмотрит с интересом местные газеты (главным образом отделы «ссор» и «происшествий») и вернется домой, пообедает, а потом либо в театр на сногсшибательную или нравоучительную (вроде «Дети капитана Гранта» etc.) пьесу, либо в ресторан, где нет-нет да и отведет душу в компании таких же, как и он, владивостокских буржуа – за рюмочкой...»Не вдаваясь в детали, кого именно газета относила к «буржуа», заметим: разумеется, местная публика ходила в театры. Более того, даже обожала их. Пользовались особой популярностью «Тихий океан», где гастролировала даже несравненная Комиссаржевская, театр Боровикса с концертными программами знаменитой Вяльцевой, Общедоступный театр на 1-й Морской с постановками «Ревизора», «Недоросля» и иных, позабытых теперь «пиесок». Своя публика была у «Маленького театра» на 150 мест в ресторане «Версаль», куда ходили на драматические миниатюры и комедии типа «Я умер» или «Похождения дворецкого». В концертный зал «Шато де флер» в бывшем французском ресторане (ныне здание администрации Фрунзенского района) зрители приглашались на выступления труппы Чарского.Владивостокцы, особенно критически настроенные, обожали театр Арнольдова с его ироническими постановками. «Сенсационная новость – новое злободневное обозрение «Весь Владивосток» в 3-х действиях с прологом, эпилогом, налогом, залогом и подлогом. Д. 1-е: изобретатель «иллюзиона» ДоппельКюмель. Д. 2-е: на Светланке. Д. 3-е: на маскараде в Аполло. Действующие лица: сотрудник Дальневосточного флюгера, сотрудник Восточного хамелеона, домовладелец Г., квартиронаниматель, Зизи Обиралова, Серж Непомнящий, городовой, карманщик, извозчик, военный писарь, модистка, шансонетная певица, увядшая этуаль, сваха из Нахаловки, бюрократ, русский журналист из Шанхая, оперный антрепренер – все злобы дня!».Новинкой прошлого века был, конечно, иллюзион. Для первого такого театра специальное здание построил в 1907 году известный купец В. Шевелев (ныне там размещается «Мейджикбургер»). В 1914 году иллюзион был реконструирован под фонопластикум – тогда у фильмов появился звук. Одним из первых обзавелся модным «Миром иллюзий» ресторан-отель «Версаль», а затем эта модная новинка быстро размножилась, буквально заполонив город. Так, электротеатр (было и такое слово)«Витограф» приглашал: «Сегодня демонстрируется сенсационная новинка «Убийство архиепископа Томаса Бекета в Канторбургском монастыре». Потрясающая драма! В антрактах – интернациональная певица M-lle Нина Дурмонт». Появились даже подделки фильмов: отдельные предприимчивые коммерсанты создавали из фрагментов старых фильмов «новый» и под выдуманным названием демонстрировали его непритязательной публике. Послушать Русланову под графинчик за 25 копеекЗаметим, что в прежние времена театры мало чем отличались от ресторанов – имеется в виду про-грамма увеселения, а не возможность поесть. Как пример – реклама театра-варьете «Аполло» (1907 год): «Небывалая по интересу Гигант-программа! Все ново! Все в 1-й раз! В один вечер опера-симфония-феерия-балет. ConcertCabaret. Живые картины. Веселые антракты. Бездна развлечений. Бездна удовольствий. В 1-й раз сенсационное зрелище! Труппа «Индейцев». В 1-й раз художественное зрелище «Cartespostales». В 1-й раз феерия-балет «В странах гарема». Участвует вся балетная труппа, во главе primabalerina г-жа Завадзская. В 1-й раз злободневная новинка «Неожиданное приключение в театре «Аполло». Сестры Монтроз. Г-жа Арнольди. Г-жа Ниниш. Г-жа Доржанская. Квартет «Шучу». Начало в 10 ч. веч. Окончание в 4 ч. утра». Вот ещe – читайте, завидуйте: «Ново! Ново! Ресторан-кабарэ «Модерн». Неподражаемая исполнительница русских, цыганских романсов и народных песен Ган-Стальская, русская звездочка (этуаль) m-lle Паули, каскадная русская этуаль m-lle Ланге, интернациональная субретка m-lle Вилен, оригинальная датская субретка Нора Вест (креолка). Колоссальный успех! Гром аплодисментов! Фурор! Необыкновенная имитация, полная иллюзия!» Для публики, не обремененной деньгами, существовали заведения попроще, которые тоже активно рекламировали себя. «Семейный ресторан «Флоренция»! Идя навстречу широкой публике, не могущей тратить бешеных денег, мы употребили все усилия к тому, чтобы дать вкусную пищу в комфортабельно обставленном помещении, где за бесценок, по сравнению с другими ресторанами, можно получить все. Имеются отдельные кабинеты. Биллиард. На чистоту, аккуратность служащих, доброкачественность и свежесть продуктов обращено особое внимание, в чем просим убедиться». В ресторане «Париж» на Алеутской «прейскурант» обеда укладывался в 1 руб. 10 коп. за 5 блюд, графин водки стоил от 25 копеек. При этом в «Париже» играл дамский оркестр, а известная певица Валя Русланова исполняла «русско-малороссийские» песни и куплеты.Для обуздания излишне гулящих порой даже применялись административные меры. Так, 24 декабря 1900 года местные газеты сообщали: «Мы слышали, что по примеру других городов сегодня с 7 час. вечера и до 12 час. дня 25 декабря будут закрыты все рестораны. Эта основательная и разумная мера дает возможность некоторым завсегдатаям встретить «Свят вечер», по крайней мере, не в кабаке».Лошади пьяны, спортсмены запряженыНе забывали «владивостокские буржуа» и о балах, маскарадах, благотворительных вечерах, иных зрелищах. Каждый год в начале лета объявлялся ситцевый бал с двумя ценными призами за изящные ситцевые костюмы. В цирке г-на Сержа проводился конкурс «красоты телосложения мускулатуры» (мужской, разумеется). Публика опускала в ящики билетики, голосуя таким образом за конкурсантов. Газеты писали: «Наибольшее количество билетов получил «Черная маска». Он исполнял в цирке массу номеров: разбивал дикий камень голой рукой, целый оркестр играл на его груди марш». С 12 ночи до 4 часов утра в Общедоступном театре проходил бал-маскарад с тремя ценными приза-ми: 1-й – за «дамский идейный костюм», 2-й – за мужской, 3-й – «за самую большую природную лысину». На балу-маскараде в саду «Италия» на Чуркине дамы дефилировали в мужских костюмах, а муж-чины – в женских.Случались, конечно, и накладки, о которых с удовольствием сообщали местные СМИ. Газета «Дальний Восток», 1893 год: «Последний маскарад в зале гостиницы «Золотой Рог» прошел чинно, тихо, благородно. Только одна маска другой понадавала при всем честном народе несколько звучных пощечин из ревности». Газета «Текущий день», 1910 год: «В театре Боровикса среди аплодисментов и возгласов «бис» слышались свистки. Первоначально публика недоумевала причину этих высвистываний двумя-тремя лицами, но вскоре выяснилось. Местный греческий консул купил билеты, но затем, когда они уже были проконтролированы, пожелал вернуть их обратно, требуя возврата денег. В кассе ему в этом отказали. Тогда он пригрозил «нанять свистунов». И, действительно, нанял, один из них сидел даже в первом ряду. Мерами полиции «свистуны» были удалены».Массу народа привлекали конные состязания на ипподроме в Гнилом Углу (нынче стадион ТОФ на Спортивной), с оркестром и призами. Но и тут не обходилось без скандалов. Газета «Дальний Восток» в 1900 году сообщала: «Как явление новое, бега эти произвели в некотором роде сенсацию среди купечества, имеющего иноходцев и рысаков, а также вообще среди любителей спорта… Скажем несколько слов о выявленных недостатках. Прежде всего впервые выступившие в состязаниях г.г. спортсмены, видимо, не имеют представления о тренировке. Нужно заметить, что для правильной тренировки практикуется легкий моцион верст в 15 в сутки, а главное, лошади дается корму, сколько она захочет, а наши г.г. спортсмены, наоборот, при усиленной гонке лошадей не кормили или кормили очень мало, а один из них, вероятно, для «храбрости», напоил лошадь водкой, и лошадь еле-еле «доплелась» до круга».Примерно таким был досуг жителей нашего города век и более назад. И это далеко не все…По материалам газет из архива ОИАК

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ