Театр-призрак

Окончание. Начало на 1-й стр.

14 нояб. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3442 от 14 нояб. 2013
24f792f4e0d75325b87e69ded5feecae.jpg Как видите, читатель, вопрос, когда же начнутся регулярные оперные и балетные постановки, волнует не только вас, но и тех, кто много лет мечтал об открытии театра оперы и балета во Владивостоке.Пресс-релизы, которые исправно рассылают пиар-менеджеры нового учреждения культуры края, полны оптимизма, но ответа на главный вопрос не дают. Вот заголовки этих релизов: «Артистов театра оперы и балета ждут на гастроли в Южной Корее», «Солисты балетной труппы Приморского театра оперы и балета выступят в Японии». Во как! Театра, по сути, нет, а он уже гастролирует. Меж тем Тихоокеанский симфонический оркестр – реально существующий большой творческий коллектив – не выезжал за пределы Владивостока более 25 лет: не было средств в краевом бюджете… Может, прежде чем ехать куда-то, надо зрителей на родине порадовать? Хотя чем нас будут радовать? Таинственное молчание по поводу репертуара театра сохраняют все, кто имеет к нему отношение. Хотя давным-давно – весной нынешнего года – администрация Приморья сообщала: «Художественный руководитель театра Антон Лубченко утвердил репертуарный план на сентябрь – декабрь 2013 года: постановки опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», балетов «Лебединое озеро», «Кармен», «Пахита» и «Щелкунчик». Зима уже на носу, а мы пока что – да и то в виде онлайн-трансляции – смогли посмотреть лишь полуконцертную версию, как пишет на своей страничке в Фейсбуке Антон Лубченко, «Евгения Онегина». Это что ж получается, что в декабре на нас в буквальном смысле премьеры обрушатся? Три оперы и пять балетов? Отчего же тогда о таком потрясающем факте упорно молчит пресс-служба театра? И Антон Лубченко, художественный руководитель и главный дирижер театра, весьма активный в социальных сетях, ни словом не обмолвился?..И вот на днях появился пресс-релиз от театра, в котором новый заместитель директора по работе со зрителем Артем Медведовский поведал общественности: – До конца года в театре пройдет несколько мероприятий. На малой сцене состоится презентация нового концертного рояля Steinway&Sons – симфонический концерт с участием известного московского пианиста Юрия Богданова. В конце месяца пройдут «Вечера классической хореографии». Это будут гала-концерты, состоящие из самых известных номеров нескольких балетных спектаклей, и на сцену впервые выйдет наша балетная труппа. В декабре на малой сцене пройдет «Вечер русского романса», и зрители смогут услышать всех вокалистов нашей оперной труппы. Кроме того, сейчас идет подготовка крупных постановок, которые мы планируем дать на большой сцене. В первую очередь мы готовим сценическую версию оперы открытия «Евгений Онегин».Алло, ребята? Балет на малой сцене? Концерт? Опера, которая уже якобы была практически готова и которую все еще «планируют»? Граждане дорогие, так и хочется воскликнуть: «Ох и дурят нашего брата, ох и дурят!». Хватит нам рассказывать про мелкие концерты для отмазки, дайте четкие сроки – когда мы увидим означенные Антоном Лубченко весной «Пахиту», «Щелкунчика», «Иоланту»?!– Конечно, я рад, что театр открылся, – говорит музыкант Александр Боргардт, заслуженный артист России. – Рад, что на его работу выделяется финансирование. Говорю это как человек, который знает, что такое найти деньги на культурный проект. Камерный оркестр, которым я руковожу уже 13 лет, за все время существования не получил ни копейки из краевого бюджета – ни на один проект. И если театр оперы и балета будет финансироваться достойно, это хорошо. Хоть за коллег порадоваться. Каким будет наш театр – покажет время. Хочется верить в лучшее. Я родился и вырос в трех метрах от Одесского театра оперы и балета. 17 лет я жил рядом с ним, ходил в детский хор, который принимал участие в постановках театра, таких как «Кармен» и «Пиковая дама». И должен сказать, что главное в театрах – атмосфера. Особая, ни с чем не сравнимая, требующая большой и кропотливой работы, длительной подготовки. В театре всегда множество подводных камней и интриг, это очень непростое производство. И в том, чтобы театр был функциональным, чтобы в нем появилась эта самая атмосфера, большая роль, главная роль отводится художественному руководителю и дирижеру. Именно он определяет политику театра, репертуар, место каждого участника труппы. Фигура художественного руководителя, его отношение к театру и своей работе – знаковая вещь…Трудно не согласиться с Александром Петровичем. Главный режиссер, художественный руководитель всегда был сутью, альфой и омегой любого театра. В Приморье театр имени Горького – это (кого ни спроси) в первую очередь Ефим Звеняцкий, театр кукол – Виктор Бусаренко, в России по сей день театр на Таганке – это Любимов, Мариинский театр – это Гергиев… По большому счету, человек, возглавляющий театр, должен жить его заботами, дышать им. А уж человек, возглавляющий только что вылупившийся театр, которому только предстоит обрести свое лицо, свою уникальность, завоевать зрителя, доказать свое право на существование, наверное, должен ночей не спать, ну во всяком случае, так кажется автору этих строк. Ведь какая ответственность! Какое большое дело поручено! Очень может быть, что Антон Лубченко тоже осознает всю меру ответственности. У себя дома, в рабочем кабинете… в Санкт-Петербурге. 3 ноября – две недели прошло после открытия театра, который ему предстоит сделать настоящим, – он выложил в Фейсбуке фотографию своего рабочего стола. Дома. В Питере. Хорошо, наверное, волноваться о театре, которым руководишь во Владивостоке, глядя на невские волны… И оперы ставить тоже хорошо. Аж три сразу. К декабрю. Ждем-с.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ