Заслон для мигранта
ЧЕРЕЗ 8-10 лет треть всех учеников в российских школах будут составлять дети гастарбайтеров и мигрантов. Такова тенденция. Причем основная часть приезжих плохо знает русский язык. Большинство хотят закрепиться и учить на новом месте своих детей.
Без справки из налоговой в школу не пустятЧтобы как-то приостановить и узаконить этот поток, депутаты Госдумы предложили к рассмотрению интереснейший законопроект. Согласно этому документу доступ к российским детским садам и школам будет закрыт для детей мигрантов, если родители не смогут доказать, что исправно платят налоги в бюджет РФ.Нашли причину и способВ принципе, в законопроекте присутствует даже некая логика. Как заявили инициаторы закона, лишь 58 проц. российских детей имеют возможность посещать детские сады. Среди причин нехватки мест называют резкое увеличение числа детей мигрантов из Средней Азии в образовательных учреждениях. При этом многие из них почти не знают русского языка и тормозят процесс обучения российских детей. Кроме языковой проблемы учителя отмечают сложности с традиционным отношением к женщине. Якобы дети мигрантов из стран Средней Азии часто не воспринимают информацию от преподавателя-женщины и не выполняют ее заданий. Между тем учителей женского пола в российских школах подавляющее большинство. Сложившаяся ситуация усугубляет социальную напряженность, отмечают депутаты.Решить проблему парламентарии предлагают внесением поправок, обязывающих родителей-мигрантов помимо стандартного пакета документов представлять справку из Федеральной налоговой службы, подтверждающую статус налогового резидента РФ в течение всего срока пребывания на территории России. Новое требование станет дополнительным стимулом для легализации трудовых мигрантов, уверены авторы инициативы. Сейчас же дети иностранцев имеют право посещать российские детсады и школы при условии, что у их родителей есть временная регистрация. При этом они продолжают посещать образовательные учреждения, даже когда срок регистрации, который сейчас составляет три месяца, истекает.Оценить инициативы парламентариев мы попросили наших экспертов.Рожденные в СССР, жившие в СНГ– Что касается детских садов, я не вижу никаких проблем, – говорит главврач краевой детской психиатрической больницы Анастасия Горохова. – Если ребенок по очереди поступает в учреждение, значит, его родители стоят на регистрационном учете, он родился тут и на общем основании попал в сад.Что касается школы, то здесь все сложнее. Во-первых, эти дети не ассимилируются в общеобразовательных учреждениях. Например, в одной из школ в районе Второй Речки дети иностранцев не учат русский, отказываются принимать нашу культуру и несут свою, мусульманскую. Обучающимся там российским школьникам некомфортно. Когда входишь туда, кажется, будто попадаешь в другую республику. В этой ситуации, я думаю, стоит перенять опыт Китая, где учатся разноязычные люди со всего мира. Там студенты, поступающие в колледж (то же самое, что и в наши старшие классы), в течение года проходят языковую подготовку. Наши иностранные гости тоже должны проходить перед зачислением в школу какой-то обучающий курс, где были бы языковая дисциплина, история России и история города.Во-вторых, сейчас к нам едет поколение, которое не помнит Советского Союза, и мы для них – не братья, не друзья, не бывшие соотечественники, наша страна воспринимается только лишь как место, где можно заработать деньги, они и не хотят ничего о нас знать. Если армянская и азербайджанская диаспоры уже давно рядом с нами живут и у них есть свои правила – на своих территориях, и нас они уважают, то выходцы из Средней Азии несут свои традиции в школы. Думаю, такая мера, как обязательная справка из налоговых органов, делу не поможет. Например, к нам приезжают и достойные люди – учителя, милиционеры, которые помнят Советский Союз, знают язык и хотят учить своих внуков у нас. Какое право мы имеем отказывать им в этом целый год? На каком основании мы отказываем ребенку? Я думаю, что любой защитник прав детей легко оспорит эту депутатскую инициативу.Должны быть абсолютные правила: поступая в общеобразовательное учреждение, мигранты должны соглашаться с уставом школы. Несогласных просто не должны брать в учреждения. С детьми же нелегальных работников из-за рубежа должны работать органы по защите прав несовершеннолетних. Вообще, напряжение в стране нарастает не в плане того, что русские боятся вытеснения из родных краев, а в плане агрессивного поведения мигрантов. Тем более что перед глазами опыт европейских стран: в той же Франции в Париже есть районы, куда боятся заходить коренные парижане.Одни живут, другие – пережидают времяСейчас в российских школах примерно 10-15 процентов учеников, для которых русский язык неродной. Это соотношение учителя считают оптимальным. Если «иноязычных» станет больше, это может ослабить влияние русской языковой среды или даже спровоцировать конфликты. – Не могу сказать, что у нас много детей мигрантов, в каждом классе не больше двух иностранцев, – говорит завуч одной из общеобразовательных школ Владивостока Наталья Николаевна. – Менее 50 процентов из них имеют проблемы с двуязычием. Приезжих я бы разделила на две группы. Первая – это те мигранты, которые согласны с переселением и готовы принимать наши традиции, вторая – те, кто используют наш край и страну как место, в котором просто зарабатывают деньги. Их дети также разделены на две группы. Первые разговаривают и изучают русский язык наравне с нашими детьми и воспринимают традиции нашей страны, ко второй группе относятся ребята, которые используют образовательное учреждение и нас для того, чтобы переждать время.Согласно федеральной программе «Всеобуч» все дети, проживающие в городе, прикреплены к школам независимо от того, снимают ли их родители квартиру либо жилье их собственное. Не важно, один день этот ребенок находится на территории нашей страны либо год – мы все равно будем их учить. Инициативу депутатов я бы, наверное, изменила таким образом: разрешила бы ввозить детей после года пребывания их родителей на территории РФ при условии, что сами мамы и папы сдают экзамен на знание русского языка. При этом мигранты должны будут написать некое заявление о том, что они будут здесь обеспечивать своих детей, у них достаточно на это средств и они согласны на то, что будут обучаться в России в соответствии с нашими условиями. Нарушение договорных основ должно караться выдворением из страны, мигранты должны бояться потерять возможность пребывать на территории России. Тогда, может, что-то и уладится.Агрессия как защитная реакцияМежду тем в большинстве бывших союзных республик обязательной является только начальная школа. Приехав сюда, дети учат столько, сколько не знали и, возможно, никогда не узнают их родители. – Это двуязычные дети, – продолжает Анастасия Горохова. – У них напряженно работают оба полушария, это колоссальная информационная нагрузка на любого ребенка. Такая перегрузка будет выражаться через психомоторное возбуждение, через раздражительность, драчливость, плаксивость и ОРВИ. Вероятно, этим детям нужно давать время адаптироваться к русскоязычной среде. Если этого не делать, то мы получаем то, что получаем, – маленькие иностранцы игнорируют русский текст, находятся в своем мире, демонстративно подчеркивают свою принадлежность национальной одеждой. – Восточная культура совершенно другая, у них куча традиций, в то время как мы свои только пытаемся возродить, – рассуждает Наталья Николаевна. – Иностранные гости не готовы отказаться от всех своих традиций и принять наши. Между тем в семьях они общаются со своими детьми на родном языке, а с русской речью те сталкиваются только в школе. От этого двуязычия и проблемы. Но они ни в коем случае не мешают нашим детям обучаться. Однако, как бы много мигрантов здесь ни было, все равно они в меньшинстве. И если у них и наблюдается какое-то асоциальное поведение, то это, скорее, защитная реакция на наши нападки. Ведь мы же их не уважаем. За что? За то, что они заняли все низкооплачиваемые и черновые рабочие места. Среди них хороших и плохих людей столько же, сколько и среди нас, русских. В школах нет такой проблемы, что иностранцев много, или они ведут себя агрессивно, или сплачиваются. Ведут себя как обыкновенные дети. Даже в старших классах я не знаю ни одного случая, когда возникали бы какие-то сложности в связи с национальным вопросом.
Автор:
Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»