Чиновникам предложено умерить аппетит. Автолюксовый

Сразу две законодательные инициативы, ограничивающие государевых людей в тратах бюджетных средств на дорогие автомобили, находятся сейчас на рассмотрении в Госдуме.

25 сент. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3413 от 25 сент. 2013
b49d65519e8ee7d7c216d5a65045b1fa.jpg Чтобы с жиру не бесилисьИ, надо сказать, вовремя. Правительство проводит очевидную политику сокращения бюджетных расходов. Например, переносом части программы госвооружения на более поздний срок, заморозкой зарплат военнослужащих и некоторыми другими мерами. Проект урезанного бюджета был одобрен правительством на последнем заседании 19 сентября. Так почему бы в новых макро-экономических условиях не умерить пыл и задор чиновников к люксовым авто? Тем более что за такую меру двумя руками голосует народ. Полтора или три?Недавно в Москве состоялось первое заседание экспертной рабочей группы федерального уровня («Открытое правительство» под председательством министра Михаила Абызова) для обсуждения инициативы, собравшей в Интернете 100 тысяч голосов. Россияне предлагают запретить чиновникам (государственным и муниципальным) и компаниям с госучастием закупать легковые автомобили дороже полутора миллионов рублей. При этом возможность приобретать машины больше обозначенной суммы предложено сохранить, но только на основании распоряжений правительства.Законопроект вызвал бурную дискуссию среди представителей «Открытого правительства». В частности, эксперты высказались против ограничений для компаний с госучастием, ссылаясь на то, что компании должны управляться решениями советов директоров, а не новыми рамками, в которые их ставят федеральные законы.Помимо этого, эксперты отметили, что предложение ведомствам ограничивать самих себя попросту не сработает. Прозвучало мнение: вместо того чтобы проводить ничем не ограниченные конкурсы на закупку автомобилей для ведомства, лучше выделять конкретному чиновнику определенную сумму на транспортные расходы с правом распоряжаться ею по собственному усмотрению. Председательствовавший в рабочей группе министр Абызов привел еще один аргумент против единого потолка стоимости автомобилей на уровне полутора миллионов рублей. По его словам, 85 про-центов автомобилей, закупаемых на федеральном, муниципальном и региональном уровнях, стоят в пределах 700-850 тысяч рублей. Таким образом, считает министр, если обозначить чиновникам единую границу, то они захотят максимально к ней приблизиться, в итоге бюджетные расходы на транспорт могут не только не уменьшиться, но и возрасти.К единому решению или даже набору решений экспертная рабочая группа так и не пришла. Следующим шагом станет голосование участников рабочей группы по экспертному заключению, в которое войдут все прозвучавшие на заседании предложения. Этот доклад будет направлен в правительство, и на этом миссия рабочей группы согласно указу президента России фактически может считаться завершенной.Правительство, в свою очередь, может либо предложить законодательную инициативу Госдуме, либо разработать ряд нормативных актов, либо опять-таки отказать. Конкретные сроки превращения первой народной петиции в реальные регулирующие документы Абызов предпочел не обозначать, напомнив лишь, что скорректированный закон «О контрактной системе» (взамен действующего 94-ФЗ) начинает действовать уже с 1 января, а значит, логично было бы успеть к этой дате.Отметим, что законопроект о запрете госслужащим закупать дорогие машины также внесли в думу представители Общероссийского народного фронта Вячеслав Лысаков и Ольга Тимофеева вместе с Виктором Климовым из «Единой России». Единственным отличием от онлайн-петиции стала планка стоимости машин, которая в думском законопроекте зафиксирована на отметке в три миллиона рублей. Это от жадностиПринять подобный законопроект имеет смысл не только в целях экономии бюджетных средств. Дело в том, что запрос чиновников на роскошь иногда противоречит здравому смыслу и показывает, насколько далек государственный человек от среднего россиянина. С этим согласны и приморские парламентарии.– Россия ничем не лучше других стран, где чиновники катаются на личных автомобилях и даже велосипедах, – комментирует Сергей Ищенко, депутат Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК). – В странах Европы госслужащие содержат дорогие автомобили только для того, чтобы возить делегации. А в остальных случаях пользуются личным транспортом. Мы уже, слава богу, подошли к этой точке развития.– Власть – это наркотик. Люди, которые достигают вершин власти – не все, но некоторые отдельные личности, – ведут себя не совсем адекватно, – продолжает его коллега Дмитрий Новиков. – Поэтому запрет, конечно, нужен.С введением ограничений согласился и Константин Межонов, председатель комитета по регламенту, депутатской этике и организации работы ЗС ПК.– Чтобы с жиру не бесились, – подчеркнул он и добавил: – Единственная ремарка: дороги у нас везде разные и нужны машины, соответствующие по своим ходовым качествам. Я работал руководителем департамента образования и науки края. Приходилось ездить в сельские школы. Не знаю, как бы я добрался, если бы не внедорожник. Но, по словам депутата, сейчас и за меньшую сумму, чем полтора миллиона, можно купить подходящий джип.– Люксовые автомобили – излишества, – продолжает он. – Это от жадности. Взять, допустим, наш автосборочный завод. Там вполне можно купить машину класса Prado с движком 2,7 и хорошей проходимостью, и он не будет стоить баснословных денег.Кстати, сейчас в рамках проекта «Кортеж» планируется разработка отечественной серии автомобилей для госчиновников разных уровней. Работу в этом направлении Минпромторг начал еще в 2012 году с привлечением «ГАЗа», «ЗИЛа», НАМИ и Marussia. К августу 2013 года предполагалось выбрать конкретных производителей авто для первых лиц, но пока сообщений о результатах конкурса не поступало. Стоимость такого автомобиля также неизвестна.На памяти корреспондента «В» есть только один случай, когда крупный государственный управле-нец воспользовался услугами отечественного автопрома. Губернатор Амурской области Олег Кожемяко предпочел «Волгу-Сайбер» дорогим иномаркам, более того, посадил на нее своих заместителей. Правда, производство этой марки закрыли в 2011 году, запчасти перестали выпускать, и, откатав три года на российском авто, первые лица области пересели на иномарки.Выше планку!Так что же будет с законопроектом? Сказать, в принципе, тяжело. Известно, что подобный законопроект уже не раз обсуждался в стенах Госдумы, где и был благополучно «захоронен». Интересная тенденция: в 2011 году речь шла о запрете легковых иномарок стоимостью от миллиона рублей. Сейчас обсуждается запрет в полтора миллиона. Другой законопроект предлагает не выше трех. Так, может быть, установить планку: десять миллионов. Уж тогда закону придадут ускорение.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ