Геннадий Лазарев: Три года учебы и год практики – требование времени и работодателя
– Геннадий Иннокентьевич, как прошла в этом году наборная кампания во ВГУЭС?– Наборная кампания прошла очень и очень неплохо. Мы приняли хороших студентов, трудно сказать, с какими знаниями они пришли, но они пришли с высокими баллами ЕГЭ. Если сравнивать с прошлым годом, то пришли более подготовленные студенты.– Сейчас министерство образования и науки делает упор на развитие ведущих университетов. У нас в стране есть три вида ведущих университетов: федеральные, научно-исследовательские и университеты, которые получили государственную поддержку в рамках программ стратегического развития. У нас во Владивостоке два ведущих университета, один – федеральный по названию, и второй – это ВГУЭС, потому что он выиграл этот большой грант министерства. Как вам это удалось?– Нам ничего не досталось в подарок, все пришлось зарабатывать. Все, что мы сделали в университете, сделали сами. А когда делаешь для себя, тогда получается с любовью и более эффективно, чем в том случае, когда тебе это достается просто так. Cравнивать себя с федеральным университетом непросто, наш университет компактный, хорошо насыщен инфраструктурой, в нем хорошие условия учебы и работы, а самое главное – есть стратегия управления.– Вы говорите, что есть большой университет, а ВГУЭС небольшой, но если говорить по цифрам, то в федеральном университете около 32 тысяч студентов, а во ВГУЭС 26 тысяч. Это не очень большая разница, а вот в финансировании, наверное, она огромная…– Это так. На содержание только кампуса федерального университета в год выделяется 2,5 миллиарда рублей, это очень приличная сумма.– А бюджет ВГУЭС?– Дотации от министерства образования и науки составляют чуть больше миллиарда рублей, а все, что мы зарабатываем, составляет 2,5 миллиарда. Мы находимся в существенно более сложных условиях, но они не просто сложные, они и более интересные.– Министр образования Дмитрий Ливанов на заседании правительства говорил, что университеты готовят кадры для экономики и нужно поддерживать те региональные вузы, которые готовят кадры для местной экономики. Он сказал, что министерство будет требовать от университетов главное – чтобы выпускники были готовы к работе. Во ВГУЭС готовится революционная программа – бакалавриат за три года плюс год практики, это правда?– Я считаю, у нас дела обстоят неплохо в значительной степени потому, что те проекты, которые реализуются в нашей стране, получают огласку и развитие через несколько лет после того, как мы в университете начинаем над ними работать.Я считаю, что беда наших российских университетов состоит в том, что мы продолжаем работать по той идеологии, которую в свое время озвучил Аркадий Райкин: «После окончания университета забудь все то, чему вас там учили, и идите учиться по-новому». Наши университеты продолжают учить не тому, что нужно внешней среде, а тому, что умеют. До последнего времени в наших университетах сохранялась такая ситуация: преподаватели делают вид, что работают, а университеты делают вид, что платят. Когда заработная плата у преподавателя нищенская, ректор не имеет морального права требовать результативной работы.Если говорить о ВГУЭС, то у нас созданы все условия, для того чтобы наши преподаватели и научные работники делали то, что должно обеспечить успешность наших выпускников. Мы сейчас перешли на новую программу обучения, давно ушли от сессий, сохранив 17-недельные семестры. Мое глубокое убеждение: студент в университете должен готовиться к тому, что ждет его на практике, на работе. А там не будет ни сессий, ни зачетных недель, он должен будет ходить каждый день и выполнять полезную работу. Поэтому и итоги обучения нужно подводить каждый день, тогда не надо будет каждый год тратить целых 6 недель, а это за три с половиной года обучения почти целый семестр.По новой программе наши студенты три года изучают теорию, а на четвертом курсе идут на год на производственную практику. В этом случае студент приходит на практику как желанный сотрудник, ведь он не гость, пришедший максимум на месяц, а постоянный сотрудник, который зарабатывает деньги и может рассматривать место практики как возможное в будущем место работы. От такой практики намного больше толку и для студента, и для университета, и для работодателя. Студент в выигрыше вдвойне, он зарабатывает деньги уже на третьем курсе, получает необходимые знания и готовится к самостоятельной полноценной жизни.– Сейчас новый закон «Об образовании» подводит университеты к практической работе с предприятиями, поэтому необходимо создание базовых кафедр на базе предприятий, нужно развивать сетевые формы взаимодействия вузов и предприятий, прикладной бакалавриат, целевое обучение, которое предполагает, что студент вернется и отработает деньги, выделенные на его обучение. Предложенные изменения в учебном процессе говорят о том, что вы идете в русле, которое предлагает министр Ливанов. Как уложить четыре года занятий в три?– Подведение итогов идет каждый день, это непростая технология, мы долго к этому шли, сегодня это у нас отработано. Таким образом, без сессий в течение учебного года освобождается 6 недель, и студенты, раньше окончив теоретическое обучение, начинают эти 6 недель изучать дисциплины второго курса. Студенты заинтересованы в том, чтобы получить практические знания и самостоятельно зарабатывать деньги. Ведь не секрет, что многие студенты начинают работать с третьего-четвертого курса. В традиционной постановке они работают полулегально, пропускают занятия, подменяются, где-то ловчат. А зачем это делать? Надо, чтобы студент на четвертом курсе полноценно работал.– Получается, что в декабре вместо сессии начинается второй семестр?– Совершенно верно, будут еще каникулы, а дальше снова учеба. Летом первый курс заканчивается на 6 недель раньше и начинается изучение материала за второй курс.– Нужно, чтобы предприятия готовы были принять ваших студентов, но сейчас больших промышленных предприятий практически не осталось. Куда пойдут студенты, где они будут проходить практику?– Я считаю, что это не главное, чтобы студенты шли работать на крупные предприятия. Главное в том, что сегодня работодатель будет совершенно по-другому относиться к практиканту, если студент придет на целый день и на целый год. Когда приходят на 2-3 недели, это головная боль, причем для всех: студента, преподавателя, работодателя и университета. В нашей постановке студенты первого и второго курсов проходят социальную практику в университете в течение двух недель, а на предприятия по специальности они идут работать уже целый год. Я думаю, что проблем не будет, мы, прежде чем переходить на эту схему, встречались со многими работодателями, и такой студент-практикант интересует всех.Наша страна все равно придет к мировой практике, когда государство выстраивает отношения между предприятиями и вузами так, что предприятиям выгодно вкладывать деньги и иметь партнерские взаимоотношения с университетами. Были разговоры о том, что предприятия очень заинтересованы в выпускниках, но в то же время работодатели говорят о том, что они платят все налоги и не хотят обременять себя студентами. Я знаю по судостроительной промышленности, у нас есть контакты с предприятием «Восточная верфь», мы готовим кадры, но это десятки людей. А на этом заводе работают 400 человек с Украины, им платят зарплату, создали для них условия. И это сейчас выгоднее для предприятия, чем вкладывать деньги в университет. Такую ситуацию надо менять. Например, в Америке бюджет университета состоит из трех основных частей: 30% – бюджет штата, 30% – плата студентов за обучение и 30% – спонсорские взносы от выпускников, работодателей, от разного рода структур, которым выгодно вкладывать деньги в университет.
Автор:
Андрей Калачинский