Когда телефон перестанет звонить
РОВНО через полгода после покупки мой Nokia Lumia прощально мигнул мне экранчиком с надписью «батарея разряжена» и погас.
Что делать с поломанным, но гарантийным аппаратом?Как оказалось, надолго, если не навсегда, – заряжаться он категорически отказывался. Наученная предыдущими печальными многочисленными опытами, я собрала все изначально содержимое его коробки и потащила в сервисный центр – на гарантийный ремонт. Там, как положено, его осмотрели на предмет внешних повреждений, выписали бумажку и отправили ждать – максимум 45 дней. Через пару недель молчания сотрудников сервиса я решила самолично проведать свой «Нокиа». Оказывается, зря: местные мастера так и не смогли понять, из-за чего он вдруг перестал заряжаться, и отправили его в Москву. И вот отведенные законом «О защите прав потребителей» 45 дней благополучно подходят к концу, а о моем телефоне по-прежнему ни слуху ни духу. Чтобы как-то определиться со своими следующими действиями, я позвонила в консультационный центр Управления по защите прав потребителей по Приморскому краю, где и выяснила, что опыт мой можно спокойно закинуть коту под хвост. Потому как с самого начала, оказывается, наделала я кучу грубейших ошибок.Правило первое. О важности коробок и бумажекВсегда сохраняйте бумаги, полученные при покупке товара! В принципе, согласно действующему закону «О защите прав потребителей», чтобы доказать факт приобретения товара, если необходимые чек и талон потеряны, вы имеете право пользоваться и показаниями свидетелей. Но кто знает, сегодня свидетели есть, завтра – нет. И потом ищи-свищи того парня, который видел, как ты телефон покупал. Другое дело – бумажка (чек, гарантийный талон), положила их в коробку – и никого высвистывать не надо в час «Х». Дальше: для того чтобы предъявить неисправный телефон, необходима полная комплектация упаковки: его «родная» гарнитура, зарядное устройство, все шнурки¬проводки, которые прилагались к телефону. Одним словом, там должно быть все то, что было в день покупки.Чаще всего гарантийный срок службы сотовых телефонов, смартфонов и коммуникаторов составляет один год. Но он может быть и больше. Узнать это очень легко. Эта информация указана в гарантийном талоне. Кроме того, при желании еще до покупки вы можете уточнить срок гарантийного обслуживания у продавца.Правило второе. Не спешите в сервисный центрИ, наконец, самое интересное. Как оказалось, идти мне нужно было вместе с коробкой и со всеми бумажками не в сервисный центр, а в магазин, предварительно написав вот такую претензию:«Претензия8 августа 2010 г. мной в вашем магазине был приобретен (наименование товара – сотовый телефон, смартфон или коммуникатор), марка, полное название аппарата (серийный номер IMEI: ххх) стоимостью хххх руб. хх коп. (прописью количество потраченных рублей), что подтверждается товарным чеком (копия чека прилагается). В процессе эксплуатации устройства выявился следующий недостаток (описывается недостаток, например: телефон не заряжается). Срок гарантийного обслуживания устройства по сей день не истек, что подтверждается гарантийным талоном (копия талона прилагается).Считаю, что мне продан некачественный товар, поэтому, руководствуясь ст. 4, 18, 19, 22, 23 закона РФ «О защите прав потребителей», я требую расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за сотовый телефон (смартфон или коммуникатор), марка, полное название аппарата денежную сумму в размере хххх руб. хх коп. (вновь прописываем сумму в рублях) в течение 10 дней.Предупреждаю вас о том, что за каждый день просрочки исполнения моих требований свыше 10 дней с момента предъявления этой претензии вы обязаны выплатить мне в добровольном порядке неустойку в размере 1 процента от стоимости товара.В случае отказа удовлетворить мое законное требование оставляю за собой право обращения с иском в суд, где попрошу обязать вас удовлетворить мои законные требования, компенсировать мне причиненный моральный вред и взыскать с вас штраф в федеральный бюджет в размере 50 процентов иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения моих требований.Приложения:Копия товарного чекаКопия гарантийного талонаДатаПодпись»Если самим составление подобных бумаг дается с трудом, то в консультационном центре Управления по защите прав потребителей по Приморскому краю составят документ за 450 рублей.Эту претензию нужно распечатать в двух экземплярах. Один отдать в магазин, на другом попросить продавца поставить печать магазина и свою подпись и забрать себе на хранение.Кстати, оказывается, еще я имела полное право согласно ст. 18 п. 4 упомянутого закона обменять свой неисправный аппарат на другой (с перерасчетом денег, конечно), правда, свое желание нужно было также изложить в претензии.Правило третье. Доверяй, но проверяйПонятно, что продавец не может дать официального заключения о работоспособности устройства. Он – не эксперт. Вероятнее всего, он просто попросит вас предоставить аппарат в полной комплектации. При этом выдаст специальную бумагу – опись. В ней будет указано все то, что у вас приняли (телефон, карта памяти и т.п.). Затем магазин направит устройство в специализированный сервисный центр. Где уже эксперт напишет свое заключение. Он укажет, действительно ли у аппарата имеется указанный недостаток. А также определит, гарантийный ли это случай. Кстати, как посоветовали мне в том же консультационном центре, необходимо настоять на личном присутствии при осмотре телефона:– Вы же не видите, как ваш телефон вскрывали, может, его уронили, может, залили. А так все происходит у вас на глазах, и, если инженер говорит: вот видите – следы коррозии, значит, телефон попал в воду, и гарантия на него поэтому уже не распространяется, а вы этих следов не видите, совсем не обязательно опираться на его слова (мол, он специалист – ему видней). Несите аппарат на независимую экспертизу, и если вы окажетесь правы, то продавец не только вернет деньги или по гарантии отремонтирует телефон, но и возместит затраты по экспертизе.Как-то разговаривая с одним из сотрудников сервисного центра, я выяснила, что основная причина поломок – либо механическое повреждение (банальное уронил, разбил), либо намокание (тоже уронил, но только в воду). А еще, сказал он мне, наши телефоны чрезмерно подвержены коррозии, потому как живем мы во влажном климате. Ну и как тут быть, чья вина, если телефон погиб от влажного климата? Не производителя, но и не потребителя!– Ерунда, – ответили мне в том замечательном центре: от влажного климата телефоны не намокают, и если вы его не роняли в чай (или в иную жидкость), не обливали его минералкой, то ни о каком намокании и речи быть не может!Правило четвертое. Жду-пожду…На выполнение каждого требования законом определены четкие, конкретные сроки. Они оговорены в соответствующих статьях закона «О защите прав потребителей» (ст. 20, 21, 22). Превышение любого из этих сроков – нарушение закона.Правило пятое. Когда о гарантии можно забытьСтоит запомнить, в каких случаях гарантия считается недействительной:при отсутствии на гарантийном талоне подписи продавца, покупателя и печати магазина,при несоответствии серийного номера телефона с номером, указанным в гарантийном талоне,при нарушении сохранности пломб,при наличии следов вскрытия или неквалифицированного ремонта,при использовании сотового телефона вместе с аксессуарами или комплектующими, не одобренными предприятием-изготовителем или торгующей организацией,при повреждениях изделия, вызванных стихией, пожаром, бытовыми факторами,при обнаружении механических повреждений или повреждений, вызванных несоблюдением требований хранения или правил эксплуатации телефона.
Автор:
Лика ТКАЧЕНКО