Краевой бюджет пока конфиденциален?

4 марта Госдума приняла проект федерального бюджета-98 в четвертом, окончательном чтении. Пришло время выступить и губернаторам краев и областей с проектами местных бюджетов. Но есть опасение, что приморье и 2-е полугодие может встретить без бюджета.

19 март 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №339 от 19 март 1998

4 марта Госдума приняла проект федерального бюджета-98 в четвертом, окончательном чтении. Пришло время выступить и губернаторам краев и областей с проектами местных бюджетов. Но есть опасение, что приморье и 2-е полугодие может встретить без бюджета.

Региональный бюджетный процесс, то есть регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, строится в соответствии с рядом федеральных и местных законов. Согласно им губернатор края представляет методику и предложения о порядке формирования бюджетов края в думу не позднее 10 дней после поступления аналогичных данных от федеральных органов государственной власти. Таковые поступили в краевую думу 21 июня 1997 года.

В срок до 15 августа муниципальные образования представляют губернатору расчеты и предложения о размерах дотаций и субвенций из краевого бюджета. После рассмотрения проекта с муниципальными образованиями необходимо составить график согласования, разработать проект краевого и консолидированного бюджета, представить до 1 октября на рассмотрение губернатору.

Губернатор, в свою очередь, направляет в думу до 15 октября бюджетное послание, которое включает в себя предварительные итоги социально-экономического развития края, основные направления бюджетно-налоговой политики, прогноз бюджета, перечень закрепленных доходов и расходов. Послания не было.

Казалось бы, при наличии такой нормативной базы, дотошно расписанных сроков поэтапной подготовки проекта бюджета недоразумений между органами краевой власти быть не должно. Однако ряд публичных выступлений некоторых депутатов нового состава думы Приморья, довольно резких по своей форме, приковывают особое внимание к формированию бюджета на текущий год.

Так, Владимир Ксензук, секретарь комитета краевой думы по бюджетно-налоговой политике и финансам, заявляет об отсутствии нормальной работы в этом направлении между думой и финансовым управлением администрации края, специалисты которого являются непосредственными разработчиками первоначального варианта проекта бюджета.

- Дума на сегодняшний день по бюджету безработна. Ей нечего рассматривать. После образования рабочих органов думы я столкнулся с полным отсутствием информации о бюджете на 1998 год. Ведь бюджет - это даже не проблема денег, а вопрос приоритетов. Денег всегда не хватает. Но нужно определиться, что на сегодняшний день важнее, какие статьи бюджета имеют первостепенное значение. Однако на все наши запросы финуправление и аппарат губернатора шлют ответы примерно такого содержания: “...данная информация является конфиденциальной. Не можем предоставить вам интересующую информацию без указания на то губернатора края”.

Невольно создается впечатление, что уже после принятия федерального бюджета финуправление или скинет нам большое количество документов, или вообще ничего не даст, кроме итоговых цифр. Нате вам, депутаты, рассматривайте. То есть искусственно создается цейтнот, когда надо будет срочно принимать бюджет края на этот год. Но за короткий срок сделать это будет по меньшей мере нереально, - подчеркнул Владимир Ксензук.

Между тем, по словам руководителей финансового управления администрации края, работа по формированию проекта бюджета идет полным ходом и близится к концу. На все официальные запросы даны ответы. Проект поступит в думу после рассмотрения его губернатором, а это, по предварительным данным, произойдет не ранее 2-го квартала. Ориентировочно - апрель, май. Пока же имеются лишь сырые цифры.

В самом деле, затяжка с принятием федерального бюджета означает практически такую же задержку по времени с принятием главного закона социально-экономического развития на 1998 год непосредственно самими территориями, бюджеты которых, как и Приморского края, в значительной мере зависят от получения трансфертов (дотаций) из Москвы. Хотя так происходит не везде. Например, Санкт-Петербург уже имеет свой бюджет, который городская дума приняла более месяца назад. Так или иначе, бюджет на федеральном уровне сейчас принят. Однако наметившееся сегодня если не противостояние, то явное недопонимание между частью думских депутатов и краевой администрацией по поводу бюджета-98 может далеко завести. Всем еще памятно, с какой решительностью краевая дума отвергла предложенный губернатором проект выпуска облигационного займа на закупку топлива для ТЭКа “ввиду его слабой проработанности...” Правда, думский комитет по бюджету сейчас изменил свое мнение и практически одобрил выпуск “топливных” облигаций и вынес этот вопрос на очередное заседание краевой думы (конец марта).

Может статься, что через пару месяцев также нервно и непросто пройдет принятие консолидированного бюджета Приморья на думе после его окончательной “утряски” в администрации края. Иначе говоря, и 2-е полугодие край может начать без бюджета.