Отсижу как надо и вернусь

На расширенном заседании коллегии военной прокуратуры ТОФ прокурором флота генерал-майором юстиции Валерием Сучковым было отмечено снижение общего уровня преступности на флоте на 19 процентов. Правда, причиненный в результате преступлений ущерб резко возрос и достиг 10,2 миллиарда рублей. При этом в 2,8 раза увеличился размер ущерба, причиненного преступлениями, совершенными офицерским составом, и составил 7,9 миллиарда рублей.

17 март 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №337 от 17 март 1998

На расширенном заседании коллегии военной прокуратуры ТОФ прокурором флота генерал-майором юстиции Валерием Сучковым было отмечено снижение общего уровня преступности на флоте на 19 процентов. Правда, причиненный в результате преступлений ущерб резко возрос и достиг 10,2 миллиарда рублей. При этом в 2,8 раза увеличился размер ущерба, причиненного преступлениями, совершенными офицерским составом, и составил 7,9 миллиарда рублей.

Произошло это в основном благодаря росту числа преступлений, связанных с использованием служебного положения, а также растратами и присвоением военного имущества.

Кроме известных дел адмиралов Хмельнова, Харникова военной прокуратурой были расследованы и переданы в суд материалы на некоторых других должностных лиц.

Расследуется дело в отношении начальника финансовой службы Совгаванского объединения капитана 2-го ранга Климовича. Флотский финансист занимался незаконной раздачей ссуд на строительство жилья. Разумеется, не всем, а только своим друзьям из числа военнослужащих и гражданского персонала. Причем делал он это единолично, используя свое служебное положение. Ущерб от этой раздачи составил 1,5 миллиарда рублей.

Завершено расследование дела командира соединения подводных лодок капитана 1-го ранга Журавлева. Не имея в своем распоряжении финансовых средств, "каперанг" занимался тем, что сдавал в батраки своих подчиненных. В результате 23 сентября прошлого года один из матросов был тяжело травмирован быком.

Всего же за 12 месяцев прошлого года к уголовной ответственности по расследованным делам привлечены 14 старших офицеров, большинству из которых предъявлены обвинения в присвоении и растрате военного имущества, злоупотреблении служебным положением. В ходе следствия реально возмещен ущерб на сумму 2,2 миллиарда рублей.

Не меньшую проблему на флоте составляют и преступления против личности. Правда, здесь однозначно лидируют нижние чины.

1 апреля 1997 года в прокуратуру одного из гарнизонов Тихоокеанского флота поступило сообщение о получении матросом Анищенко черепно-мозговой травмы в результате личной неосторожности - якобы падения на камбузе. Такие выводы о причинах травмы содержались в акте административного расследования врио командира соединения подводных лодок капитана 1-го ранга Маклова. Однако военным прокурором гарнизона майором юстиции П. Поповым в тот же день было возбуждено уголовное дело. В течение 2 суток следствие установило, что травму Анищенко (от которой тот впоследствии скончался в госпитале) нанесли избивавшие его старослужащие матросы Кулешов и Катнеков. В ходе дальнейшего расследования установлены и другие эпизоды избиения ими сослуживцев. Уголовное дело в отношении Кулешова и Катнекова рассмотрено на заседании военного суда: виновные приговорены к различным срокам лишения свободы.

Высокий профессионализм проявили офицеры военной прокуратуры и при расследовании гибели 7 октября прошлого года матроса Леонова. Сначала в прокуратуру сообщили, что матрос упал с борта корабля на палубу дока в результате личной неосторожности. На место происшествия была немедленно направлена следственная группа, которую возглавил военный прокурор флотилии подполковник юстиции Р. Колбанов. Проведенная с участием работников прокуратуры судебно-медицинская экспертиза показала, что имевшиеся у погибшего матроса телесные повреждения не могли быть получены только после падения с высоты. В условиях круговой поруки личного состава и стремления командования корабля представить произошедшее как несчастный случай были установлены доказательства, указывающие, что Леонова сначала избили, а потом выбросили за борт.

Не менее оперативно следователями военных прокуратур были раскрыты убийство капитан-лейтенантом Рукавишниковым старшего лейтенанта Голубева в прошлом сентябре и убийство мичманом Варламовым своего подчиненного матроса Мандарова, совершенное 17 октября 1997 года.

В октябре прошлого года офицерами военной прокуратуры было раскрыто хищение 20 гранат Ф-1 с запалами и 800 патронов 7,62 мм, совершенное в августе 1997-го старшим матросом Светлаковым. Уголовное дело возбуждено по факту случайного обнаружения гражданами в лесу 9 сентября того же года тайника с боеприпасами. Раскрытие преступления первоначально осложнялось тем, что не был известен источник хищения. В кратчайшее время оперативный состав военной прокуратуры во взаимодействии с органами милиции и ФСБ установил хранилище с недостающими боеприпасами, а затем в совершении преступления был изобличен военнослужащий Светлаков. Матрос воспользовался плохой охраной хранилища, вскрыл ящики, похитил боеприпасы и спрятал их в лесу, чтобы впоследствии продать их криминальным структурам.

Несмотря на то, что уровень небоевых потерь на Тихоокеанском флоте заметно снизился по сравнению с 1996 годом (58 против 87), офицеры военной прокуратуры считают - успокаиваться рано. Тем более что доля преступлений, совершенных офицерами, заметно возросла. Поэтому военный прокурор ТОФ генерал-майор юстиции Валерий Сучков убежден, что пока нет оснований говорить о заметном улучшении криминогенной обстановки на Тихоокеанском флоте.

Автор: Сергей Мельнишин, "Владивосток"