Ошибки банка клиенты не оплачивают!

Гражданка Л. взяла кредит во владивостокском отделении одного из московских банков. А поскольку гражданка была человеком законопослушным и ответственным, ежемесячные платежи она вносила даже не день в день, а загодя, дня за два до срока.

19 июнь 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3357 от 19 июнь 2013
29376de384534f961f9a2cf51c3b6a50.jpg Куда обратиться, если кредитная организация свои оплошности списывает на клиента?И в этот раз она решила не дожидаться дня «Х», а заплатить заранее. Вот только кассир банковский напортачила: случайно перепутала цифры, и ежемесячный платеж в размере пяти тысяч ушел на счет совсем другой гражданки.Ошибку тут же обнаружили, одна девушка (клиентка) написала заявление о переводе денег с одного счета на другой. Другая (кассир) написала объяснительную. Казалось бы, инцидент исчерпан, и гражданка пошла домой с абсолютно чистой совестью, уверенная, что через несколько дней деньги непременно поступят на ее счет. Однако через неделю ей позвонил сотрудник банка и сообщил, что, поскольку платеж вовремя не поступил на ее счет, ей начисляется пеня в размере, чуть ли не равном ежемесячному платежу, и конечно же «срочно заплатите долг: положенные пять тысяч и пеню, иначе вы основательно подпортите себе кредитную историю!»Девушка, конечно, возмутилась, побежала к местному руководству жаловаться, руководство пожало плечами: мол, это решение московского головного офиса, а мы тут вообще ни при чем. Сотрудница, конечно, ошиблась наша, и она наказание уже понесла, но деньги от этого на вашем счете все равно не появятся. Да и это не последний ваш платеж – вы заплатите сейчас, а потом платить не надо будет. Вот где-то так.Удивительные все-таки люди эти банковские работники – можно подумать, у человека, который тщательно планирует свой бюджет, просто где-то завалялись пять или даже десять лишних тысяч, чтобы из-за ошибки оператора пойти и сиюминутно отдать их в банк.Впрочем, логика протестовала против странного предложения руководства банка, поэтому мы обратились за консультацией к специалистам.Александр Ивашкин, председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов»:– Это техническая ошибка работников банка. Они тоже живые люди, и на результаты их работы влияет и настроение, и самочувствие. Любое финансовое учреждение берет на себя и моральные, и финансовые издержки, возникшие в результате неправильных действий сотрудников банка. Ну а коли руководство филиала не спешит взять на себя решение этой проблемы, клиенту необходимо написать заявление на имя руководства филиала. Это заявление, кстати, может служить основанием для обращения в суд на возмещение морального ущерба.Можно обратиться в общественную организацию, связанную с работой финансовых учреждений, например, в Финпотребсоюз. Следующий шаг – обратиться в Роспотребнадзор, эта государственная структура в данной ситуации непременно примет позицию клиента.В конце концов, в любом банке есть видеофиксация: записывается весь опердень, запись сохраняется и благодаря ей можно доказать, кто совершил ошибку. Еще раз повторюсь: подобных ошибок множество – не стоит забывать о человеческом факторе, поскольку он присутствует в любом бизнесе, поэтому давно отлажена система исправления подобных ошибок.комментарий юристаАлексей Загрядский:– Да, верно, это ошибка работников банка, и клиент правильно поступил, когда, заметив ошибку, незамедлительно написал заявление. И в учреждении должны были правильно отреагировать, а именно: перевести деньги в оговоренное время на счет клиента и конечно же не применять никаких штрафных санкций в отношении его.Никакие фразы вроде «договор подписывали с вами, вы и платите» здесь неуместны. И если уж так необходимо кого-то наказать, то только провинившегося сотрудника банка… Кстати, владивостокские банки применяют практику финансовых амнистий (если, конечно, это выражение подходит для данной ситуации) даже в том случае, если клиент заметил ошибку спустя какое-то время, они отменяют пени, штрафы, если прошло несколько дней.Если же банк никоим образом не реагирует на протесты клиента и продолжает начислять ему штрафы и пени, клиент вправе обратиться в суд с требованием списать с него пени и штрафы и, более того, потребовать возмещение морального ущерба.Теперь о кредитной истории. Если вдруг банк подаст порочащие вас сведения в реестр кредитных историй, также можно обратиться с заявлением в это учреждение, чтобы оно подало уточняющие сведения в этот документ, подтверждающие репутацию добросовестного плательщика. В противном случае проблему можно также решить через суд, поскольку речь уже идет о защите чести и достоинства гражданина.