Тот самый Никас напишет наш город

Окончание. Начало на 1-й стр.

18 июнь 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3356 от 18 июнь 2013
aa6d33652226f410d0720a855a288dc7.jpg Чувствовалось, что гостю неловко за торчащие кое-­где «уши» столичного снобизма: в провинции и так сойдет. Он убедился, что у нас тоже хватает истинных ценителей искусства, да и интерес к творчеству талантливого художника (не просто модного баловня судьбы) оказался большой. Как тут не отплатить той же монетой? Никас Сафронов явно ожидал от журналистов расспросов о скандалах и сплетнях, связанных с его именем. Показалось, что даже немного провоцировал на такой поворот разговора («Может быть, вы хотели задать какой-­то «экстремальный» вопрос, а я вас обезоружил беседой о духовности и высоком искусстве?»). Во всяком случае, сам затрагивал темы, вызывающие досужее любопытство. Рассказал, например, как «одна жирная тетка» (тогда она ему даже нравилась) кинула его на миллион долларов, уговорив увести их в офшоры. «Я мог бы ее найти. Но не стал этого делать, а пошел и помолился. Вскоре мне звонят и предлагают выгодный заказ одной королевской особы. Неожиданно «Феррари» подарили за 450 тысяч евро, который я сразу продал немного дешевле. Еще поступили заказы, и за несколько месяцев я вернул утраченные деньги. А стал бы аферистку преследовать, пришлось бы с охраной ходить, и неизвестно, сидел бы сейчас перед вами. Ведь там целая мафия работала. Сколько раз на собственном опыте убеждался: нужно учиться внутренне отпускать ситуацию, освобождаться от негатива, разрушающего изнутри и ведущего к болезням. Согласен, трудно. Вот я 11 лет в своем доме ремонт делал, и так он тяжело давался, что мысленно приходилось десятки гастарбайтеров и дизайнеров в стены замуровывать…». Что это за дом, известно из Интернета: воплощенная в жизнь мечта художника, роскошный особняк с видом на Кремль. Но и об этом, надо отдать должное участникам пресс-­конференции, расспрашивать не стали. Больше все-­таки интересовал творческий путь именитого гостя, его взгляды на искусство, благотворительность.Река времени– Впечатлили написанные вами портреты. Кого писать сложнее всего? И есть ли у вас любимый портрет?– Сложно писать тех, у кого пластики много на лице, – характер ускользает. Голливудские актрисы очень многие сейчас делают пластические операции. Да и просто богатые люди. С одним таким заказчиком работал недавно, и он все время был недоволен. А как было увидеть его истинное лицо? А вот когда люди естественные, да еще состоявшиеся, интересные, то все идет как по маслу. Сейчас работаю над портретом Леонида Куравлева – он замечательный человек и мой друг. Закрытый, мало с кем общается, не любит давать интервью, но свой вклад в нашу историю внес. Надеюсь, смогу это отразить. – Общаетесь с теми, кого пишете, во время работы?– Разговариваю, конечно, мне же надо «достать» их индивидуальность, заставить проявить себя. Бывает, переносишь героя в другое время, ярче отражающего его образ (обратите внимание на серию портретов «Река времени»), или прибегаешь к символическому языку. Видели на выставке Жириновского? Книга самураев подсказала его образ: «Нет больше одиночества, чем одиночество самурая...» Я отдал Владимиру Вольфовичу копию, он даже не знает, что есть еще оригинал. А любимый портрет, наверное, сына Стефана, которого я писал маленьким. С детьми работать одно удовольствие – они непосредственные, в глазах – подкупающая беззащитность, искрометность, правда – как она есть. Никас не скрывает, что приукрашивает своих героев. Скорее, он рисует их представление о самих себе и словно отпускает грехи, оставляя за кадром все то плохое, что есть в человеке. Рассказывают, что с портретами случаются разные чудодейственные вещи. Не случайно художник называет их ангелами-хранителями. Сафронов пишет еще иконы, пейзажи, разрабатывает разные темы. Что больше греет душу? Объяснил: зависит от настроения и момента. Опроверг утверждение, что стал первым российским эротическим художником: «В свое время мне просто предложили поучаствовать в выставках такой направленности. А поскольку обнаженной натуры на моих картинах, как у всякого художника, хватало, то я согласился. Вот так приклеился ко мне этот ярлык». Поделился, что бывает иногда искушение зарабатывать деньги абстракцией – даются они гораздо легче. Чтобы у нас было представление, о каких суммах идет речь, привел пример: за абстракцию клиент легко выложил 40 тысяч евро, а сюжет, который скрупулезно выписывал несколько месяцев, пришлось отдать за 25. Но все-­таки классика есть классика, считает художник, и постоянно возвращается к ней. «Хотя даже к граффити отношусь нормально. Я не против нового, только считаю, что и оно должно основываться на знании предмета, его основ». Правда ли, что для творческой свободы художнику надо иметь много денег? «Сто процентов! Голодный художник думает только о колбасе. И потом, почему ты должен быть бедным, если ты хороший художник? Но когда денег очень много, они портят. Поэтому надо делиться с теми, кто в них особенно нуждается. Стараюсь выполнять завет мамы: три копейки заработал – одну отдай на благотворительные цели». С детства художник собирает сказки с хорошими иллюстрациями. Поэтому собирается заглянуть в наши книжные магазины, порыться там в букинике: вдруг найдет что-­то любопытное. Куплено уже что-­то с выставки и были ли заказы на портреты из Приморья? Пока никто ничего не покупал, а вот приморцев, припомнил художник, писал в Москве. Но уточнять фамилии не стал. «К сожалению, люди часто относятся к портрету просто как к картинке. А это шанс остаться в истории», – без ложной скромности заметил гость. И нужно признать, что он прав. Притягательность его творчества говорит сама за себя. Сходите посмотрите, выставка будет работать до 14 июля.

Автор: Надежда БРАЖИНА